29.01.2007

Fashion TV вышел из моды на спутниковом телеканале "НТВ-Плюс"

Со вчерашнего дня спутниковый вещатель "НТВ-Плюс" прекратил трансляцию французского канала Fashion TV. По официальной версии, у телеканала закончился контракт с вещателем, однако, как выяснил Ъ, разрыву отношений предшествовал конфликт между каналом и "НТВ-Плюс", потребовавшим с Fashion TV $600 тыс. в год за продолжение трансляций. Вчера оператор спутникового телевидения "НТВ-Плюс" прекратил трансляцию Fashion TV, французского телеканала о моде. Отметим, что "НТВ-Плюс" транслирует Fashion TV около десяти лет. На официальном сайте оператора это событие объясняется крайне лаконично: "в связи с прекращением трансляции".

По официальной версии, Fashion TV просто не стал продлевать договор с "НТВ-Плюс". Однако, как выяснил Ъ, этому событию предшествовал конфликт между сторонами. Отметим, что, согласно сложившейся практике, спутниковый оператор выплачивает телеканалам за трансляцию сигнала €0,03-0,05 в месяц в расчете на абонента. Как заявили в российском представительстве Fashion TV, до мая прошлого года "НТВ-Плюс" работал именно по такой схеме, выплачивая каналу около $15 тыс. в месяц, однако затем выдвинул новые условия. "От нас потребовали за 'нахождение на платформе' $600 тыс. в год за эксклюзивное размещение как единственного канала о моде и $300 тыс.– если вместе с Fashion TV появятся другие каналы о моде",– рассказала Ъ президент Fashion TV Russia Екатерина Витебская-Велес.

Спутниковая компания "НТВ-Плюс" начала вещание 1 сентября 1996 года. В настоящий момент акционерами ОАО "НТВ-Плюс" являются холдинг "Газпром-медиа" и подконтрольные ему ООО "Аура-медиа" и ООО "Элион". Абонентская база "НТВ-Плюс" насчитывает 500 тыс. человек, зрительская аудитория составляет более 1 млн человек. Годовой оборот оценивается экспертами в $180-200 млн.

Телеканал о моде Fashion TV основан в 1997 году во Франции. Ретранслируется 33 спутниками в более чем 200 странах. По данным исследовательской компании GfK-Rus, месячный охват аудитории Fashion TV в России среди зрителей старше 16 лет составляет 1,7% (около 2 млн человек). Кроме "НТВ-Плюс" Fashion TV в России вещает через сети "Комкор-ТВ", "Стрим-ТВ", спутники Hotbird-8 и "Ямал-201". По словам госпожи Витебской-Велес, когда канал отказался принять условия оператора, на его кнопку "НТВ-Плюс" поставил другой канал о моде – World Fashion. Этот телеканал со штаб-квартирой в Швейцарии вещает в России и Европе как раз с мая прошлого года, причем месячный охват его аудитории в компании GfK-Rus оценивают куда скромнее конкурента – 0,3% (около 300 тыс. человек) против 1,7% у Fashion TV. Глава Fashion TV Мишель Адам посоветовал обращаться за комментариями по поводу конфликта к госпоже Витебской-Велес. "В 'НТВ-Плюс' утверждают, что смена кнопки произошла для World Fashion бесплатно, но я в чудеса не верю,– заявила Ъ госпожа Витебская-Велес.– Мы не платим операторам за то, чтобы нас ставили на платформу, и не раздаем взятки, чтобы убирать конкурентов из эфира". В "НТВ-Плюс" от комментариев отказались. "Мы работаем с 'НТВ-Плюс' на общих основаниях, преференций у нас нет",– уточнил гендиректор World Fashion Russia Станислав Кузнецов.

Отметим, что с уходом с платформы "НТВ-Плюс" Fashion TV потеряет значительную часть своей российской аудитории – и прежде всего в Москве, где канал о моде, транслируемый через "НТВ-Плюс", активно используют бары, рестораны и спортзалы. Директор по медиаисследованиям GfK-Rus Сергей Давыдов затруднился оценить потери от ухода канала с "НТВ-Плюс", заявив, что "разделить аудиторию 'НТВ-Плюс' и других операторов нельзя". Однако в офисе Fashion TV Russia эти потери уже называют "значительными".

Участники медиарынка неоднозначно оценивают конфликт между вещателем и каналом. "Для операторов платного телевидения каналы делятся на те, в которых нуждается оператор, и те, которые нуждаются в операторе,– поясняет Александр Силин, гендиректор компании ASCon, представляющей интересы группы каналов Eurosport.– Очевидно, что в 'НТВ-Плюс' решили, что Fashion TV относится ко второй группе. Так ли это, покажет время". "Надо смотреть, какой контент транслировал Fashion TV,– говорит коммерческий директор ЗАО 'Комкор-ТВ' (сеть 'Акадо') Сергей Бешев.– Например, если канал начинает размещать рекламу, он получает двойную выгоду, перепродавая клиентскую базу оператора рекламодателям. В этом случае оператор превращается в распространителя рекламы канала, и, естественно, условия меняются".

АЛЕКСАНДР Ъ-ВОРОНОВ, ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА, ЕКАТЕРИНА Ъ-ДУДАРЕВА

КоммерсантЪ