25.01.2007

Учебная экспансия. Как приход западных ритейлеров помогает развиваться российским сетям

Атака многих западных ритейлеров на российский рынок начинается одинаково: заявление о лидерских амбициях, негодование местных конкурентов, скандалы с участием поставщиков. Но уже через несколько месяцев российские сети перенимают иностранные технологии и начинают бороться с международными соперниками их же оружием.

Последним таким возмутителем спокойствия на российском розничном рынке стала немецкая сеть электроники Media Markt, входящая в группу Metro AG. Скидки, приуроченные к открытию двух ее первых магазинов в декабре 2006 г., показались крупнейшим российским игрокам рынка неприлично большими. Компании “Эльдорадо”, “М.Видео”, “Техносила”, “Мир”, “Евросеть” и “Связной” заподозрили Media Markt в сером импорте и пообещали объявить бойкот японскому концерну Panasonic — за то, что одна модель его плазменного телевизора продавалась в Media Markt на 30-40% дешевле, чем в других магазинах. Казалось, история вернулась на пять лет назад: декабрьский скандал очень напоминает тот, что сопровождал приход в Россию другого члена группы Metro — мелкооптовой сети Metro Cash & Carry.

Революция Metro

Методы работы немецкой компании тогда возмутили всех участников российского розничного рынка — ритейлеров, дистрибуторов и производителей. Осенью 2001 г., перед открытием гипермаркетов Metro C&C в Москве, сети “Седьмой континент”, “Перекресток” и “Копейка” пообещали убрать с полок продукцию компаний, которые будут поставлять ее в Metro по более низким ценам, чем в российские сети. (Немецкая компания требовала скидку в 3-5% от обычных отпускных цен.) У компаний Henkel, Colgate-Palmolive и “Невская косметика”, выполнивших эти требования, перестали закупать товары обиженные российские дистрибуторы. А несколько небольших производителей продовольствия объявили Metro бойкот из-за того, что компания требовала не только больших скидок, но и “вступительного взноса” за введение каждой позиции товара в ассортимент, бонусов по итогам годовых продаж и оплаты маркетинговых услуг.

Ринат Сагдиев, Татьяна Романова

далее...

Ведомости
Информационная служба, Sostav.ru