25.01.2007

Нефтетрейдер разольет минеральную воду. Группа "Кеми" строит завод в Липецкой области

Как стало известно Ъ, на рынок бутилированной минеральной воды выходит новый игрок федерального масштаба. Группа компаний "Кеми", занимающаяся нефтетрейдинговыми и девелоперскими проектами, вложила $10 млн в проект по началу производства минеральной воды "Кириллица". Участники рынка сомневаются, что, имея производство только в одном регионе, компании удастся завоевать федеральный рынок.

Развитием проекта по производству минеральной бутилированной воды занимается компания ООО "Кеми-Аква" (входит в группу компаний "Кеми"). В феврале компания планирует ввести в строй первую очередь завода, общая производственная мощность которого составит 110 млн литров воды в год. Предприятие строится в Задонском районе Липецкой области. Как рассказал Ъ гендиректор "Кеми-Аква" Николай Разинков, в проект будет вложено $10 млн. "Мы строим один из крупнейших в России заводов по производству минеральной воды, поскольку собираемся выводить наш брэнд 'Кириллица' на общефедеральный уровень",– сообщил он. По его словам, под этим брэндом будет выпускаться несколько ассортиментных позиций воды, добываемой из разных скважин: от просто натуральной питьевой до минеральной столовой. "Кириллица" рассчитывает пустить воду в продажу к лету.

Группа компаний "Кеми" специализируется на переработке и реализации нефтяных продуктов на российском рынке, строительстве жилья, разработке и привлечении инвестиций в промышленные объекты. Общий оборот группы не разглашается. По экспертным оценкам, он превышает $500 млн. Интерес крупных компаний и непрофильных инвесторов к рынку минеральной воды обусловлен высокими темпами его роста, отмечают эксперты. Это 15-20% в год в стоимостном и 35-40% в объемном выражении. В прошлом году объем этого рынка составил 2,5 млрд литров, что в денежном выражении составляет $1,3 млрд. С выводами аналитиков соглашаются и в самой "Кеми-Аква". "Когда компания искала новые рынки для вложения средств, рынок минеральной воды был признан нами одним из самых перспективных",– говорит Николай Разинков.

Новый игрок ставит перед собой весьма амбициозные планы, считают аналитики. "При заявленных производственных мощностях в 110 млн литров в год получается, что они рассчитывают занять не менее 5% рынка,– говорит Сергей Егоркин из 'Нарзана'.– Между тем конкуренция на рынке очень высока". Лидирующее положение на нем сейчас занимают Coca-Cola и PepsiCo, на марки которых Bon Aqua и Aqua Minerale соответственно приходится чуть менее 40% продаж.

Участники рынка отмечают, что "Кеми-Аква" придется серьезно вложиться в продвижение своих марок. Так, PepsiCo потратила в России на вывод Aqua Minerale порядка $15 млн, а холдинг GG&MW вложил в рестайлинг упаковки "Боржоми" примерно $10 млн. "Рынок очень насыщен, в частности и региональными марками,– говорит глава пресс-службы GG&MW Сергей Рыбак.– И компании придется четко обосновать потребителю, почему, совершая покупку, он должен отдать предпочтение именно 'Кириллице'". В Coca-Cola и PepsiCo вчера отказались комментировать "действия конкурентов". Имея производство только в одном регионе, вывести на рынок общефедеральную марку невозможно, отмечают в ОАО "Лебедянский", которое является основным конкурентом "Кеми-Аква" в Липецкой области. "Водный бизнес имеет свою специфику: при невысокой себестоимости производства в нем очень высоки логистические издержки,– поясняет пресс-секретарь компании Александр Костиков.– Когда мы начинали проект по производству собственной минеральной воды 'Липецкий бювет', то изначально ориентировались на Центрально-Черноземный регион. Поскольку если возить воду дальше, то доставка съедает всю прибыль: при доставке в отдаленные регионы, например Урал и Сибирь, транспортные издержки могут доходить до 20% от отпускной цены".

СВЕТЛАНА Ъ-МЕНТЮКОВА

КоммерсантЪ
Информационная служба, Sostav.ru