25.01.2007

Лучше деньгами. Слухи о том, что россияне обожают делать подарки, преувеличены

В отличие от американцев наши соотечественники предпочитают дарить подарки не на Рождество, а на день рождения. Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) опубликовал сенсационные результаты опроса россиян о традиции дарить подарки. Выяснилось, что «подарочный бум», о котором язвительно пишут журналисты, вовсе не является в России тотальным. На прошедшие новогодние праздники каждый пятый не приготовил подарки своим близким, а треть наших сограждан Дед Мороз обошел стороной. Более того, 5% признались, что вообще никогда ничего никому не дарят.

Лезть в чужой карман, считать чужие деньги считается дурным тоном. Однако в нашей повседневной жизни праздники могут очень многое сообщить о человеке: насколько он внимателен к близким, понимает ли их шкалу ценностей.

Как выяснили сотрудники ФОМ, для россиян главный повод сделать подарок любимому человеку – день его рождения: 91% опрошенных сопровождают поздравление на словах материальным доказательством своих чувств. Друзьям и знакомым подарки по случаю именин делаются вдвое реже (46%).

Помимо дней рождения, подарок – непременный атрибут встречи Нового года, самого семейного из праздников: 82% респондентов ФОМ считают подарок под елкой таким же обязательным элементом этого торжества, как шампанское, салат «оливье» и «Ирония судьбы» по телевизору. Каждый второй россиянин время от времени делает подарки родственникам на свадьбу или в честь появления на свет младенца. Треть прихватывает с собой гостинцы, отправляясь навестить родных или друзей, живущих в другом месте. Примерно столько же раскошеливаются на подарок, желая кого-то отблагодарить. Но, говоря строго, это уже не совсем подарок. Примечательно, что врачей и учителей, у которых учатся их дети, россияне вовсе не засыпают дарами: в Москве это делают соответственно 16% и 9%, в провинции и того меньше.

Проведенный ФОМ опрос опровергает миф о «подарочном буме», якобы охватившем Россию. Одаривают россияне чаще всего тех, кто с ними рядом (не подаришь – себе дороже выйдет), и все реже по мере увеличения дистанции между людьми – и географической, и сердечной. Сослуживцам (с которыми мы общаемся не меньше, чем с домочадцами), подарки преподносят 14% (в Москве и в кругу людей с высшим образованием и доходами выше среднего и показатели выше: 29%).

Подарок (если ты не мастер на все руки) приобретается в магазине. ФОМ попытался выяснить, насколько серьезную роль играют в его выборе деньги. Обнаружилось, что зачастую деньги и есть подарок: 64% не видят ничего предосудительного в том, чтобы преподнести близкому человеку похрустывающий конверт. И только 24% считают, как в старину, подношение банкнот неприличным. Оправдывается это тем, что, к примеру, новобрачным деньги нужнее, и тем, что «не знаешь, чем человеку угодить», и тем, что «человек сам просит ему деньги подарить». Пожалуй, в этом, а вовсе не в предновогоднем «шопинге», черта нашего времени. Рыночные отношения распространяются и на такую деликатную сторону жизни, как проявление друг к другу внимания и любви.

Впрочем, в опросе ФОМ есть одна утешительная деталь. Все чаще подарки делаются без всякого повода, «просто так». Для 46% это стало нормой. А в молодежной группе респондентов (от 18 до 35 лет) спонтанный обмен дарами достиг уровня 60%. Социологи считают это неудивительным: молодость – период интенсивного общения, установления социальных связей, и подарок служит их укреплению. Остается надеяться, что такую широту души молодые россияне сохранят и через 10, и через 20 лет – и слово «подарок» в нашем отечестве приобретет какой-то совсем новый смысл.

Новые Известия
Информационная служба, Sostav.ru