23.01.2007

"Корбина" станет виртуальным "Вымпелкомом"



На сети GSM сотового оператора "Вымпелком" появился первый виртуальный оператор. Его услуги под своим брэндом будет продавать компания "Корбина Телеком" – за год она планирует подключить 30-40 тыс. абонентов. Эксперты отмечают, что проект "Корбины", как и аналогичные проекты ее конкурентов, будет нишевым – в плане маркетинга они пока не могут конкурировать с сотовыми компаниями. По мнению аналитиков, на массовый рынок виртуальные операторы смогут выйти с появлением в России сотовых сетей 3G.


После того как у «Корбины Телеком», возглавляемой Александром Малисом (на фото), и «Вымпелкома» появился общий акционер в лице Altimo, появился и совместный проект двух операторов
Фото: Сергей Александров / Коммерсантъ

О запуске совместного проекта партнеры планируют объявить сегодня. "Корбина" на основании агентского соглашения будет продавать услуги сотовой GSM-сети "Вымпелкома" под своим брэндом. На рынок будут выведены три безлимитных тарифа – Silver.NEW! (с федеральным номером, абонентская плата $130,98 в месяц), Gold.NEW! (прямой номер, $149,86 в месяц) и Platinum.NEW! ($467,28 ежемесячно). Основное отличие первых двух тарифов – количество бесплатных SMS, которые пользователь может отправлять ежемесячно (в Silver.NEW! не тарифицируются первые 100 сообщений, в Gold.NEW! – 300). В Platinum.NEW!, помимо местной связи, бесплатны такие популярные услуги, как GPRS, WAP, SMS, MMS, а также первые 150 минут междугородной связи. В самом "Вымпелкоме" на сегодняшний день действует только один безлимитный тариф – "Свободный стиль", предполагающий абонентскую плату $131-194,7 (в зависимости от условий обслуживания). Все дополнительные услуги в рамках этого тарифа платные.

Гендиректор "Корбины" Александр Малис уверяет, что к виртуальному операторству проект не имеет отношения: "Мы не имеем соответствующей лицензии и выступаем как агент 'Вымпелкома'". По словам господина Малиса, компания сама будет искать и подключать новых абонентов, полностью отдавать "Вымпелкому" плату за трафик, а взамен получать комиссию за обслуживание абонентов. Ее размер не раскрывается, однако, как предполагают эксперты, она может составить 16-18% от размера платежей. В течение года "Корбина" планирует подключить к GSM-сети 30-40 тыс. новых абонентов, а также перевести на GSM около 50 тыс. пользователей сети D-AMPS, технический ресурс которой оператор арендует у "Вымпелкома" с 2003 года. Согласно бизнес-плану проекта, их платежи к концу года должны принести "Корбине" и "Вымпелкому" до $70 млн. В "Корбине" подчеркивают, что число пользователей ее мобильной связью будет невелико. "Это нишевый проект,– констатирует Александр Малис.– Мы, как оператор бизнес-связи, даем 'Вымпелкому' возможность подключать небольшую, но очень доходную группу бизнес-пользователей и поддерживать качество их обслуживания на должном уровне – мы умеем работать с такой аудиторией". "'Корбина' известна среди определенного круга абонентов, так как давно предоставляла им услуги в стандарте D-AMPS от нашего имени, у нее есть свои 'лояльные' клиенты, и поэтому это сотрудничество выгодно нам обоим",– прокомментировали проект в пресс-службе "Вымпелкома".

Маркетологи считают, что альянс "Вымпелкома" и "Корбины" будет выгоден в первую очередь "Вымпелкому". "Благодаря такой схеме 'Вымпелком' избавится от затрат на привлечение высокодоходной, но и очень узкой группой абонентов,– размышляет бывший вице-президент компании МТС Михаил Сусов.– 'Корбина', используя свои данные о бизнес-абонентах, сможет точечно привлекать их, тратя значительно меньше средств. Это может привести к увеличению EBITDA (операционная прибыль до налогообложения и амортизации.–Ъ) 'Вымпелкома'".

В то же время участники рынка уверены, что проект "Корбины", как и аналогичные проекты ее конкурентов – "Центел" и Matrix Telecom, оказывающих услуги на базе сетей "МегаФона", еще долго будут оставаться нишевыми. Сейчас, по оценкам компании iKS-Consulting, эти московские виртуальные операторы обслуживают в общей сложности 70 тыс. абонентов, которые приносят им до $50 млн ежегодно (для сравнения: в Москве и Подмосковье сейчас насчитывается 11,2 млн абонентов). "Условия пока не благоприятствуют выходу виртуальных операторов на массовый рынок в России,– констатирует аналитик МДМ-банка Елена Баженова.– У них пока нет таких маркетинговых бюджетов, как у сотовых компаний, они мало чем могут заинтересовать крупных дилеров. Кроме того, тарифы на сотовую связь в России такие низкие, что 'виртуалам' сложно привлечь кого-то оригинальными маркетинговыми решениями". По мнению начальника аналитического отдела Deutsche UFG Юлия Матевосова, услуги виртуальных операторов станут массовыми с построением в России сотовых сетей третьего поколения: "С появлением 3G и перетоком в них пользователей в GSM-сетях со временем появится избыточная емкость. Ее заполнение 'реальные' операторы со временем могут отдать на откуп виртуальным".

ВАЛЕРИЙ Ъ-КОДАЧИГОВ

Сотовая связь становится виртуальнее

Виртуальные операторы мобильной связи (MNVO – от английского Mobile Network Virtual Operator) – телекоммуникационные компании, которые предоставляют услуги связи, не имея своих сотовых сетей. По данным компании Pyramid Research, в мире сейчас насчитывается 300 подобных структур, около 200 из которых дислоцированы в Европе. Больше всего таких компаний в Бельгии – там насчитывается около 40 подобных MNVO. Крупнейшие европейские виртуальные операторы – британский Virgin и шведский Tele2, каждый из них обслуживает чуть более 6 млн абонентов. По оценкам Pyramid Research, во всем мире виртуальные операторы в 2005 году обслуживали 63 млн абонентов. Темпы роста их абонентских баз составляют около 25% в год. По оценкам Pyramid Research, к 2010 году виртуальные операторы во всем мире будут обслуживать 100 млн абонентов – 3,3% от общемирового количества пользователей мобильной связи.

КоммерсантЪ