23.01.2007

Goodbye, Hyundai. Скандалы, забастовки, укрепление национальной валюты и неудачный менеджмент приведет Hyundai Motor Co. к краху



Скандалы, забастовки, укрепление национальной валюты и неудачный менеджмент приведет Hyundai Motor Co. к краху. По крайней мере, так считают корейские эксперты. Русские аналитики успокаивают, что банкротство компании не скажется на потребителях.

Аналитик компании Woori Investment and Securities Ан Су-Вунг в своем докладе, опубликованном в рамках промышленного форума корейской ассоциации предприятий автомобильной промышленности, сообщает, что только два из десяти опрошенных им брокеров оценивают перспективы Hyundai Motor Co. как позитивные.

«Вопрос в том, сможет ли Hyundai выдержать конкуренцию на мировом рынке на фоне постоянного укрепления национальной валюты и снижения продаж на корейском рынке», – говорит аналитик. – Исходя из сегодняшней ситуации на рынке, ответ один: у Hyundai нет будущего». При этом автоаналитики приводят достаточно убедительные аргументы.

Не стихают и скандалы вокруг руководства компании. На прошлой неделе обвинители потребовали приговорить главу совета директоров Hyundai Motor Co. Чун Монг Ку к шести годам тюремного заключения.

69-летний Чун Монг Ку был арестован в апреле 2006 года по обвинению в получении взяток на общую сумму около 70 млрд вон ($74 млн) и организации специального фонда, средства которого шли на подкуп правительственных чиновников. Чун Монг Ку, который был освобожден под залог в 1 млрд вон ($1,04 млн), сейчас ждет вердикта суда. Приговор должны огласить 5 февраля. Это не единственный скандал вокруг политики компании. Hyundai Motor Co. также грозит $25 млн штрафа за нарушение антимонопольных законов.

Кроме последствий этих скандалов, у компании еще две серьезные проблемы: постоянные забастовки рабочих и растущий курс национальной валюты.

В прошлом году 33 дня простоя из-за забастовок стоили компании 115 124 автомобилей. Это больше, чем Hyundai продала за весь 2006 год в России.

Как считает выступивший на форуме исследователь Корейского института экономики и торговли Чо Чеол, когда корейская вона поднимется, южнокорейские автопроизводители начнут нести серьезные потери на мировых рынках. За последние 12 месяцев рост курса составил в среднем 5%. За тот же период времени акции Hyundai Motor Co. потеряли треть своей стоимости. Если курс корейской валюты поднимется еще на 13%, он достигнет обозначенного экспертом критического рубежа. При этом Hyundai уже не способна предлагать существенно более низкую цену. Так, в США «пустой» Hyundai Accent стоит на $600 дороже Toyota Yaris, а Sonata всего на $1–2 тыс. дешевле Toyota Camry.

Hyundai Motor Co. надеется решить проблему зависимости от курса южнокорейской валюты, переведя значительную часть производств в другие страны, – в 2005 году заработал завод в городе Монтгомери американского штата Алабама, а в апреле 2008 года начнет работу завод в Пекине. Но пока время играет на руку конкурентам.

На этой неделе Hyundai должна подвести итоги четвертого квартала. Как прогнозируют опрошенные Reuters аналитики, чистая прибыль компании составит 482,6 млрд вон ($514,2 млн). Это почти на 30% меньше, чем год назад.

В российском представительстве Hyundai от комментариев воздержались, сообщив лишь, что в нашей стране позиции Hyundai достаточно прочные, и только перебои в поставках автомобилей не позволили корейскому автопроизводителю обогнать по числу проданных машин занявший первое место Ford.

В прошлом году было реализовано 100 685 автомобилей, что составляет 10,7% от общего числа проданных в России иномарок. Это на 15% больше, чем в позапрошлом году.

Однако, как считает аналитик компании ИФК «Метрополь» Александр Жуков, российские успехи Hyundai на глобальном уровне не способны коренным образом влиять на положение компании. Впрочем, Жуков считает, что у Hyundai, занимающей шестое место среди крупнейших автопроизводителей мира, достаточный запас прочности.

Такого же мнения придерживается и консультант по автопрому компании Ernst & Young Иван Бончев: «У корейских автопроизводителей была проблема с тем, что они сильно зависели от внутреннего рынка. Однако в последние годы они переориентировались на экспорт, и в этом заключается ключ к успеху». Проблемы с курсом национальной валюты переживают не только корейцы, но и немцы. Тоже самое касается и скандалов, которые бывают во многих компаниях.

Когда выйдет на полную мощность завод Hyundai в Америке, и заработают новые производства в Китае и Индии, позиции корейского автогиганта должны стать более прочными. Это долгосрочные перспективы, и они принесут свои плоды. К тому же цена машины – не единственный фактор успеха. Покупатель становится более требовательным, и тут курс на улучшение качества, который выбрала Hyundai, тоже верен, как и интеграция с Kia, с которой у Hyundai уже есть общие платформы, отмечает Бончев.

По словам управляющего директора компании AG Capital Managment Александра Агибалова, в случае банкротства такой большой компании, как Hyundai, ее активы будут продаваться. Возможно, не целиком, а по частям, как было, например, с Daewoo. Но вообще, так как эта отрасль очень социально ответственная, и на предприятиях Hyundai работает много людей, правительство Кореи до последнего постарается не допустить такого развития. Если банкротство все же произойдет, изменения вряд ли быстро коснутся потребителей. У компании есть действующие обязательства и контракты.

Антон Иванов

GAZETA.RU