23.01.2007

Латинская Америка перешла на розницу. Самые богатые розничные компании – в Латинской Америке



Прибыльнее всего заниматься ритейловым бизнесом в Латинской Америке – выручка местных компаний превышает европейские показатели

Самые богатые розничные компании – в Латинской Америке. Такие данные содержатся в исследовании аудиторской компании Deloitte&Touche. Выручка местных ритейлеров составила рекордные 20,3% против 8,6% в Европе. Всего в исследовании принимали участие 250 крупнейших в мире розничных компаний. Российских среди них пока нет – из-за невысокой прозрачности финансовой отчетности.

Мировыми лидерами по уровню и темпам роста среди ритейлеров стали розничные предприятия Латинской Америки.

Общий объем продаж 250 мировых лидеров розничной торговли достиг рекордного значения. С 1 июля 2005 года по 30 июня 2006 года компаниям удалось заработать 3,01 трлн долларов. Это на 6% больше, чем годом ранее (2,84 трлн долларов).

«Несмотря на стрессовое состояние мировой экономики, для большинства лидеров розничной торговли год был весьма удачным, но сохранение темпа потребует усилий » Такие данные содержатся в последнем отчете, подготовленном компанией Deloitte совместно с журналом STORES. По мнению экспертов, показатели объема розничных продаж говорят о впечатляющем росте потребительских расходов в мировом масштабе. В исследовании «Мировой сектор розничной торговли, 2007» говорится, что потребители тратят до 90 тыс. долларов США в секунду, или 5,4 млн долларов США в минуту.

«Несмотря на стрессовое состояние мировой экономики, для большинства лидеров розничной торговли год, завершившийся в июне 2006 года, был весьма удачным. Однако поддержание подобных темпов роста потребует от розничных компаний значительных усилий», – говорит директор направления по обслуживанию розничных компаний исследовательского подразделения компании Deloitte Айра Калиш.

Исследование показало, что 10 крупнейших в мире розничных предприятий, среди которых Home Depot, Tesco, Costco и немецкая сеть дискаунтеров Schwartz, существенно улучшили свои позиции в рейтинге после 10 лет стабильных результатов. На первом месте уже десять лет американская сеть супермаркетов Wal-Mart, на втором с 2000 года французская компания Carrefour, а американская Home Depot в 2005 году заняла третье место.

По словам Айры Калиш, «рост выручки является ключевым показателем того, насколько эффективно предприятие определяет и удовлетворяет потребности потребителей. В 2007 году розничные компании столкнутся с проблемой сохранения существующих темпов роста».

Несмотря на общую тенденцию, результаты некоторых компаний свидетельствуют об отсутствии роста, отмечается в докладе. Так, 49 предприятий, или 20% от 250 крупнейших розничных компаний, участвовавших в исследовании, продемонстрировали сокращение объемов продаж.

Почти половина из них ведут дела в Европе, где операции по разделению предприятий (как в случае с компаниями Ahold, Littlewoods, Modelo Continente и KarstadtQuelle) привели к снижению объемов выручки. Это частично объясняет невысокий средний уровень выручки европейских компаний из списка мировых лидеров – 8,6%. Для сравнения, объем выручки розничного сектора Латинской Америки достиг рекордных показателей (20,3%), что более чем в два раза превышает средний показатель 250 мировых лидеров (8,4%).

По данным отчета, средняя доходность по чистой прибыли 250 крупнейших компаний розничного сектора увеличилась до 3,5% по сравнению с 2,7% в прошлом году, что значительно выше среднего коэффициента доходности в 2000 году (1,7%).

Самую большую прибыль получают ритейловые компании Латинской Америки. Показатель чистой прибыли в регионе составляет в среднем 4,4% от объема продаж, тогда как в Азиатско-Тихоокеанском регионе показатель составляет 2,9%.

В Европе лидируют английские предприятия. Их средняя доходность по чистой прибыли составляет 5,5%. Германия заняла последнее место в рейтинге, не сумев преодолеть отметку 2%.

Группа, лидирующая по объемам продаж, включает 133 компании, реализующие товары широкого потребления, такие как Wal-Mart, Carrefour и Metro.

Но эффективность их деятельности оказывается ниже среднего показателя остальных участников исследования.

Сейчас в группе лидеров обосновались компании, которые занимаются реализацией товаров специального назначения. До этого преобладали представители сектора продовольственных товаров (включая супермаркеты, магазины формата Cash&Carry, дискаунтеры и т.н. «магазины у дома»). По данным исследования, количество таких компаний сократилось вследствие глобального распространения специализированных магазинов.

«Увеличение числа специализированных ритейлеров среди лидеров рынка свидетельствует о развитии среднего класса во всем мире, росте объема свободных средств, которые тратятся на одежду и предметы домашнего обихода, а также о глобализации моды. Это, вероятно, приведет к еще большему расширению специализированных розничных сетей во всем мире с целью удовлетворения потребностей растущей категории потребителей», – уверен партнер компании Deloitte в Великобритании и руководитель направления по обслуживанию предприятий отрасли потребительских товаров Лоренс Хаттер.

В списке 250 крупнейших розничных компаний мира пока нет российских лидеров розничной торговли, таких как X5 Retail Group, «Эльдорадо», «Евросеть», «Магнит», констатирует партнер, руководитель группы по работе с розничными компаниями «Делойт СНГ» Александр Дорофеев.

«Эти компании – ближайшие кандидаты на вхождение в элиту мировой розничной торговли среди компаний СНГ, по крайней мере по заявляемой ими выручке. Единственное, что может быть препятствием для их вхождения в список 250 в следующем году – отсутствие надежной информации об их финансовых показателях».

За исключением X5 Retail Group и «Магнита», компании не публикуют аудируемой финансовой отчетности. «Российский рынок организованной торговли последние годы растет рекордными темпами, а это значит, что скоро многим компаниям в списке придется потесниться», – предупредил Александр Дорофеев.



Эльдар Бадырханов

Взгляд