23.01.2007

«Вся Италия» не станет французской

Основной претендент на итальянскую государственную авиакомпанию Alitalia взял самоотвод. Искать спасителя владельцы Alitalia все еще продолжают – аналитики предсказывают целую группу претендентов из разных стран. Тем не менее у специалистов нет вообще уверенности, что авиакомпания сможет выжить.

Кризис, в котором оказались авиаперевозчики по всему миру после событий 11 сентября 2001 года, напоминает о себе до сих пор. С конца прошлого года итальянское правительство начало искать покупателя на государственного перевозчика Alitalia, неспособного самостоятельно решить свои финансовые проблемы. Ранее аналитики называли наиболее вероятным покупателем франко-нидерландскую компанию Air France-KLM. Однако в понедельник французская газета La Tribune сообщила, что в Air France-KLM принято решение окончательно отказаться от слияния с итальянской компанией.

По информации французских СМИ, Air France сочла стоимость авиаперевозчика излишне высокой, а последующую реструктуризацию – излишне сложной. Как сообщает Reuters, в пресс-службе Air France отказались от комментариев по этому поводу. Тем не менее еще до предложения, выдвинутого правительством Италии, различные источники упоминали о возможном слиянии перевозчиков и о заинтересованности правительств Франции и Италии в этом. И все же французская компания не раз заявляла, что речь о покупке пойдет лишь тогда, когда Alitalia станет приносить прибыль. Напомним, что Air France владеет уже 2% акций итальянской компании. Как сообщает Reuters, ссылаясь на французские источники, франко-нидерландская компания не будет противодействовать другим потенциальным покупателям, наоборот, они могут ожидать содействия.

Уже на протяжении пяти лет Alitalia, имеющая рыночную капитализацию в 1,37 млрд евро, не достигает операционной прибыли. Совсем недавно премьер-министр Италии Романо Проди заявлял, что «ситуация полностью вышла из-под контроля», так что до конца января полеты могут прекратиться. Так, 2006 год компания завершила с потерями в 400 млн евро.

Авиакомпания Alitalia была создана в 1947 году. За время существования стала крупнейшим перевозчиком Италии, обслуживающим около 25 млн пассажиров в год. Alitalia входит в альянс SkyTeam, состоящий из девяти крупнейших авиакомпаний мира: AeroMexico, Air France, KLM, Alitalia, Continental Airlines, Czech Airlines, Delta Airlines, Korean Air, NWA. Является членом Ассоциации европейских авиакомпаний (AEA) и осуществляет полеты в 63 страны, совершая посадки в 130 пунктах. Ежегодно Alitalia перевозит около 12,8 млн пассажиров (без внутренних перелетов), занимая десятую позицию в рейтинге международных полетов. В Италии компания обслуживает 28 аэропортов, выполняя 1414 рейсов еженедельно, а в Европе – 56 аэропортов и 1407 рейсов. Остальные 18 аэропортов, куда еженедельно авиакомпания совершает 139 перевозок, расположены по всему миру.

Прием заявок от претендентов на покупку итальянской Alitalia продлится до последних дней января. Пока перевозчик принадлежит государству, однако нынешний владелец полагает, что именно частные инвесторы смогут спасти убыточную компанию. Италия предлагает 30,1% акций и всю долю Минфина (49,9%), – это предложение будет действовать до 29 января. Дополнительным условием государства является обладание заинтересованным в покупке лицом минимального капитала в 100 млн евро. При этом следует помнить, что, по итальянским законам, покупатель, приобретающий более 30% акций предприятия, должен предложить покупку остальных акций, имеющихся в обороте.

По данным Financial Times Deutschland, полностью Alitalia оценивается примерно до 1,5 млрд евро. Помимо этого, необходимы дополнительные инвестиции, чтобы вывести компанию из кризиса.

Среди других потенциальных покупателей европейские аналитики называют Deutsche Lufthansa AG, Thai Airways International PCL, Air China и Emirates Airline. Не все возможные игроки афишируют свое желание приобрести итальянского перевозчика, но, по сообщению Financial Times Deutschland, представитель Lufthansa счел Alitalia нежелательным партнером из-за ее безнадежного положения.

Помимо коллег-авиаперевозчиков, покупкой убыточной компании заинтересовались банки и частные инвесторы. Еще одним кандидатом на покупку авиакомпании является консорциум, создаваемый банком Rothschild. Как сообщает Reuters, на вопрос о том, пытается ли инвестиционный банк сформировать консорциум для покупки доли в Alitalia, источник ответил утвердительно. Financial Times Deutschland пишет о возможном участии в консорциуме нескольких итальянских инвесторов и двух американских. Среди потенциальных членов консорциума такие финансовые организации, как Texas Pacific Group, Seabury, Management & Capitali, Mediobanca, Goldman Sachs и Cerberus Capital Management.

Миланский бизнесмен Паоло Алазраки рассказал, что собрал вокруг себя уже около 16 партнеров, чтобы соответствовать условиям, выставленным для участия в тендере. Предприниматель уверен, что компания может снова стать прибыльной уже в пределах двух лет.

К тому же бизнесмен солидарен с некоторыми политиками и членами профсоюза, не желающими рисковать и отдавать Alitalia в иностранное владение. Алазраки обещает не сокращать штат компании, а также вложить инвестиции на 3 млрд евро.

С учетом отказавшихся от участия в тендере авиакомпаний специалисты отрасли затрудняются дать прогноз, кто же теперь будет наиболее вероятным претендентом. Впрочем, более вероятным они считают совсем иной сценарий: если долги компании будут и дальше расти в том же темпе, Alitalia ждет естественный конец.

Оксана Новоженина

GAZETA.RU