19.01.2007

Сотовые операторы теряют рынок

Сотовый рынок замедлил развитие – даже новогодняя потребительская активность не помогла операторам резко увеличить количество абонентов. Компании «большой тройки» – МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» – недосягаемы в московском регионе, однако по стране с ними начали бороться более мелкие операторы.

По данным компании AC&M, общий прирост абонентов мобильной связи в России за декабрь составил 1,8% за месяц (с 149,1 до 151,1 млн). Например, в декабре 2005 года проникновение сотовой связи в России увеличилось на 4,3%. Но в ушедшем году даже предновогодняя торговая лихорадка не помогла резко увеличить подключение новых абонентов. Причина проста – рынок насыщен, и перед Новым годом покупатели скорее приобретали новые телефоны, чем контракты на связь. Такие темпы роста будут сохраняться и впредь, если не случится каких-то катаклизмов, считает Анна Куприянова, аналитик ИК «Ренессанс-Капитал». Столь же стабильной сейчас выглядит цифра прироста в крупных городах – 2–2,4% в месяц.

Среди компаний «большой тройки» наибольшего валового прироста добилась МТС, которая увеличила количество абонентов на 3,3 млн абонентов. Однако компания смогла добиться таких результатов не в России.

В основном прирост достигнут за счет Украины – там компания в декабре смогла подключить 2,4 млн абонентов. Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе МТС, скачок связан с тем, что на Украине в декабре были проведены масштабные работы по расширению сети покрытия. Так, по данным украинской дочки оператора, UMC, сейчас компания покрывает 95% территории страны, на которой проживает 99% ее населения. Как сообщили в самой UMC, компания намерена дальше привлекать новых абонентов, сделав упор на качественной связи. Судя по всему, украинская дочка выбрала тот же маркетинговый прием, который ранее использовала сама МТС в России, постоянно говорившая о качестве покрытия территории страны.

Прирост абонентской базы «ВымпелКома» составил примерно 1,5 млн абонентов. Компания тоже активно росла прежде всего на новых рынках. Так, еще с ноября 2006 года началась консолидация армянского сотового оператора «Арментел», который обслуживает на данный момент почти 450 тыс. абонентов. Любопытно отметить и почти двукратный рост абонентов «ВымпелКома» в Таджикистане, однако там речь идет об очень малых числах с точки зрения компании – с 40 до 70 тыс. абонентов.

Стабильность развития продемонстрировал и «МегаФон», который добился увеличения абонентской базы на 630 тыс. абонентов до 29,748 млн, вплотную подойдя к отметке в 30 млн абонентов. Однако аналитики не склонны переоценивать значение таких «круглых цифр». По мнению Константина Чернышова, аналитика ИК «Уралсиб», «цифры количества абонентов в данный момент являются сведениями третьего порядка». Поэтому ожидать каких-то дополнительных усилий от «МегаФона» для скорейшего преодоления этого рубежа не стоит.

Слова аналитика о том, что важность количества абонентов при оценке эффективности компании падает, отсылают к дискуссии на сотовом рынке, которая развернулась в ушедшем году. Дело в том, что многие аналитики стали говорить о присутствии в абонентских базах операторов «мертвых душ» – абонентов, которые давно не используют свой номер, но учитываются в статистике компании. Более того, прошлогодние отставки в руководстве МТС связывались с тем, что «качество» базы оператора сильно ухудшилась. Поэтому забота компаний о «чистоте» своих абонентов тоже повлияла на снижение темпов роста в декабре – раньше перед праздниками некоторые операторы раздавали сим-карты практически даром. Однако затем абоненты, использовав все бонусы выгодного контракта, просто прекращали использовать сим-карту.

Другой проблемой для лидеров рынка в ближайшее время может стать развитие относительно новых игроков. Из компаний, не входящих в «Большую тройку», стоит отметить прежде всего неожиданный рывок компании Tele2. Например, по данным AC&M за декабрь рост абонентов составил 430 тыс. абонентов – с 6 млн до 6,4 млн. Аналитическая компании J`Son and Partners приводит статистику в целом за 2006 год – темпы роста Tele2 составили 99%. Ранее компания наиболее активно развивалась на менее насыщенных региональных рынках. Однако сейчас она добилась больших успехов на петербургском рынке, где конкуренция очень высока. Прирост подключений в Санкт-Петербурге за декабрь составил 30,8%, а общая доля компании – 9,2%. При этом МТС в том же Петербурге показала отрицательный результат – в декабре было подключено меньше абонентов, чем в ноябре.

Несмотря на эти цифры, аналитики пока считают, что Tele2 не может бросить вызов «большой тройке». «Я не верю в то, что новая компания на национальном рынке в данный момент способна занять какую-то значимую долю. На региональном, типа петербургского, это более вероятно», – считает Чернышов. Ему вторит и Куприянова: «Разрыв между «большой тройкой» и всеми остальными компаниями слишком велик». Однако, по мнению Куприяновой, укрепить свои позиции в качестве «четвертой» компании на рынке Tele2 вполне по силам.

При этом аналитики считают, что компании нужно стать более открытой. «Мы мало что знаем о финансовых показателях Tele2, потому что компания предпочитает информировать нас о количестве подключений», – говорит Чернышов.

Тимур Мухаматулин

Газета.RU