18.01.2007

Зоны особого туризма. Правительство оценит туристические оазисы



Сегодня правительство должно утвердить смету финансирования семи туристско-рекреационных особых экономических зон (ОЭЗ). Амбициозные планы властей Краснодарского края кабинет министров, вероятно, оценит по достоинству: проект именно этого региона может рассчитывать на самое щедрое финансирование. Наиболее скромные запросы оказались у представителей Калининградской области.

Напомним, что в конце прошлого года правительственная комиссия отобрала семь регионов, где будут созданы туристско-рекреационные ОЭЗ. Сегодня глава Минэкономразвития Герман Греф должен представить основные параметры этих проектов. Больше всего средств получит Краснодарский край.

До 2026 года правительство рассчитывает инвестировать в ОЭЗ 181,66 млрд руб., из них около 153 млрд руб. планируется получить за счет частных инвестиций. Иркутску и Бурятии, где зона будет привязана к Байкалу, достанется 72,1 млрд руб. (примерно 54 млрд руб.- из внебюджетных источников). Ставропольскому краю- 52 млрд руб. (49 млрд руб.), Алтаю и Алтайскому краю - около 13 млрд руб. (10 млрд руб.).

Меньше всего будет выделено Калининградской области - 7,62 млрд руб., из них 5,82 млрд будет привлечено от частных инвесторов. "Распределение выглядит достаточно логичным,- говорит президент Российского союза туроператоров Сергей Шпилько.- Разница в объемах финансирования объясняется тем, что учитывается неравномерность развития этих территорий: Калининградская область действительно развита лучше других, в отличие, скажем, от зоны Байкала. Хотя, как мне кажется, Калининградской области денег недодали". С такой точкой зрения соглашается и аналитик ИК "Русские финансовые традиции" Вадим Зуев. "Краснодар - наиболее перспективный регион из всех предложенных. Однако он требует огромных инвестиций для выхода на мировой уровень. Инвесторы уже заинтересовались им. Например, туда успешно инвестирует сеть отелей "Рэдиссон САС"",- рассуждает Зуев. При этом он, как и Сергей Шпилько, считает, что 7 млрд руб. на 20 лет для Калининградской области - недостаточно. "Грубо говоря, этого хватит на строительство отеля в год. Скорее всего, эту программу еще будут пересматривать'BB,- добавляет Зуев.

При этом эксперты все же сомневаются, сможет ли государство вообще привлечь частные инвестиции в эти регионы. Главная приманка в ОЭЗ - это налоговые преференции. Резидентам этих зон государство предоставляет льготы по налогу на прибыль, снятие ограничений по переносу убытков на будущий период и освобождение от налога на имущество и землю на пять лет. Кроме этого, за счет бюджетных средств будет возводиться инфраструктура: строиться дороги, высоковольтные линии, очистные сооружения и канализации, проводиться модернизация аэропортов.

Аналитики предупреждают, что этого может быть недостаточно. "Льготы - это хорошо, но они не решают всех вопросов,- говорит Сергей Шпилько.- Очень важно, чтобы была проработана система землеотвода, сократились бюрократические препоны для инвесторов, без этого инвесторы могут просто не прийти на неосвоенные территории. Особенно это касается относительно неразвитых регионов вроде Алтая и Байкала".

Земельный вопрос беспокоит многих участников рынка. Бизнесмены опасаются, что участки в будущих зонах могут быть скуплены с целью дальнейшей перепродажи. Корреспонденты "Бизнеса" уже обнаружили подобные предложения на профильных сайтах в интернете. Один из анонимных предпринимателей предлагает вложить деньги в "скупку земельных участков в Алтайском крае и Республике Алтай". Потенциального инвестора он старается привлечь как раз наличием туристической ОЭЗ и будущей зоны для игорного бизнеса. "Подобный вариант развития событий действительно возможен,- соглашается вице-президент Федерации отельеров и рестораторов Вадим Прасов.- Впрочем, реальные проекты строительства в этих зонах появятся только года через четыре, так что покупка там земли - длительное вложение". Поэтому бизнесмены считают, что распределение земли в этих регионах должно взять на себя государство- именно оно должно контролировать выделение площадок под конкретные проекты.

ИВАН МАРЧУК

Деловая газета "Бизнес"