18.01.2007

В войну Boeing и Airbus вмешается Россия

Борьба европейцев и американцев за заказы на мировом рынке авиастроения продолжается. В этом году первенство досталось американской Boeing. Но уже в скором времени появится третий претендент, с которым вполне можно будет сотрудничать. Или соперничать.

Подведены итоги работы в 2006 году двух крупнейших авиастроительных корпораций – Boeing и Airbus. Для отчетов по финансовой деятельности компаний еще рано – они появляются ближе к весне, однако основные успехи и неудачи уже можно проследить. Так, европейский концерн Airbus, который столкнулся с неприятностями при проектировании новых самолетов и понес потери в количестве заказов, тем не менее, уверенно лидирует по количеству поставок. Впервые за шесть лет Airbus уступил американскому Boeing в количестве проданных лайнеров.

По итогам 2006 года у европейского авиастроителя набралось 790 заказов (43% мировых продаж магистральных самолетов за год), на общую стоимость $75,1 млрд (согласно каталогам). Это сумма составляет 40% от общей стоимости заказов на магистральные самолеты в 2006 году.

А вот Boeing в официальном отчете объявил о получении подтвержденных заказов на 1044 самолета. Как уже писала «Газета.Ru», такой успех американским авиастроителям обеспечила новая модель широкофюзеляжного самолета Boeing-787 Dreamliner: авиакомпании в 2006 году заказали 157 «Лайнеров мечты».

Рекордное количество заказов было размещено и на Boeing-737: заказчики приобрели 729 лайнеров этой модели. «Высокие показатели, продемонстрированные за последние два года, подтвердили верность нашей стратегии, ориентированной на интересы заказчиков, упрощение процедур размещения заказов на нашу продукцию и услуги, а также совершенствование нашей производственной структуры», – довольно заявил глава Boeing Скотт Карсон.

Работа над производством Boeing-787 Dreamliner близится к завершению. В соответствии с графиком начаты производство и сборка компонентов лайнера. Также программа в 2006 году отметила важное событие – «виртуальную выкатку» самолета. В начале января 2007 года поступили первые компоненты самолета из Японии: средняя часть фюзеляжа, ниша основной стойки шасси и топливный бак центроплана. Кроме того, в начале года совершена выкатка второго специализированного грузового самолета для транспортировки крупногабаритных элементов конструкции Боинг 787. Грузовой самолет переоборудуется в Тайване и дополнительно подтверждает готовность Boeing к началу сборки Dreamliner.

Несмотря на потерю лидерства в количестве заказов, Airbus сохраняет рекордный объем производства и поставок самолетов. В 2006 году Airbus поставил заказчикам 434 самолета, что принесло компании годовой оборот около 26 млрд евро. Более того, даже нынешнее количество подлежащих выполнению заказов Airbus обеспечит загрузку производственных мощностей на пять лет при сохранении нынешних высоких темпов выпуска самолетов. И все же еще некоторое количество заказов может быть потеряно из-за слишком серьезных срывов с поставками нового лайнера. Помимо этого, европейской компании грозит еще выплата неустойки арабской авиакомпании Emirates.

Проблемы, связанные с завершением производства нового супер-лайнера A-380 и отставанием от графика проектных работ по А-350, преследовали Airbus на протяжении всего прошлого года. По мнению экспертов, европейские авиастроители долго перерабатывали модель А-350 для лучшей его конкурентоспособности по отношению к Dreamliner. Правда, теперь им стоит серьезно поторопиться с производством. Но главные убытки были получены из-за постоянных переносов поставок А-380.

Тем не менее, в Airbus подчеркивают, что проблема была исключительно в производственных трудностях, а с технической точки зрения программа выполнялась отлично. И все же в итоге можно констатировать, что проблемы Airbus окажут негативное влияние на доходность всего концерна EADS, частью которого Airbus является. Об этом было объявлено, причем такая информация привела к тому, что стоимость акций EADS на европейском рынке упала на 3,2%, сообщает агентство Bloomberg. «Такая оценка финансовой деятельности является следствием наших трудностей 2006 года и, в частности, отражает влияние задержек в поставках А380», – признает президент Airbus Луи Галуа.

Для решения своих проблем в прошлом году Airbus приступил к реализации новой программы Power 8, которая должна сделать деятельность компании более эффективной и продуктивной. «Осуществление Power 8 является условием, гарантирующим нашу успешную и рентабельную деятельность в будущем, и залогом того, что мы будем в состоянии в еще большей степени удовлетворять интересы наших заказчиков», – объяснил Галуа.

После начала поставок А-380 Airbus придется решать другие проблемы, предупреждают эксперты. «Им срочно нужно готовить А-350 в ответ на Dreamliner, – говорит аналитик ИК «Тройка-Диалог» Гайрат Салимов, – иначе они потеряют огромную нишу». На ускоренную разработку А-350 требуется дополнительное финансирование, а экономика компании уже подорвана проблемами с А-380, более того, европейскому авиапроизводителю угрожают обращением в суд с требованием выплатить неустойку за срыв сроков поставок А-380. Салимов уверен, что снижать издержки дальше некуда: многие расходы Airbus связаны с тем, что его производство находится именно в Европе, где стоимость рабочей силы очень высока.

Эксперты не исключают, что в соперничество двух западных компаний включится еще один игрок. «Время дуополии уже прошло», – констатирует Гайрат Салимов. На мировой рынок авиастроения выходит российский ОАК.

По словам аналитика, у мировых компаний, привыкших конкурировать друг с другом, есть два варианта действий. Первый подразумевает концентрацию на борьбе с новым игроком и последующее вытеснение новичка с рынка. Второй вариант предусматривает объединение с новым игроком против давнишнего конкурента. «В сложившейся ситуации, когда Airbus потерял свое лидирующее положение, велика вероятность того, что именно эта компания пойдет на сотрудничество с ОАК», – говорит аналитик «Тройки-Диалог».

А вот от Boeing этого ожидать не стоит, добавляет он. Такое мнение связано с тем, что Boeing никогда не работал с иностранными компаниями, у них это ни разу еще успешно не получалось.

О совместной работе с европейским авиастроительным концерном (EADS), частью которой является Airbus, уже известно: ОАК и EADS будут создавать совместный транспортный аэробус. О наличии такой договоренности недавно заявлял министр обороны РФ Сергей Иванов. Впрочем, вопреки прогнозу эксперта, в начале января Россия также получила предложение от Boeing по развитию совместных производств. Пока министр транспорта Игорь Левитин не стал давать оценку предложению Boeing, отметив, что в настоящее время рассматривается вопрос, кто и по каким видам продукции будет партнером Объединенной авиастроительной корпорации. Кстати, помимо основных мировых авиастроителей, Россия ведет переговоры также с Китаем по созданию совместного предприятия для создания гражданских самолетов.

Оксана Новоженина

Газета.RU