17.01.2007

Бесхозная реклама в центре Петербурга

Реклама бывает тонкой, ироничной, бессмысленной, полезной, назойливой, бестактной, провоцирующей. Да мало ли какой. Главное - она должна быть актуальной. Но бывает реклама, как старый лакей Фирс из «Вишневого сада»: баре уехали, а несчастного оставили умирать в одиночку. Или как корабль-призрак, что бродит по воле волн и ветра...

Например, идет человек по городу. И что он видит в самом сердце северной столицы - рядом с Мариинским дворцом в переулке Антоненко (если конечно поднимет глаза)? Аршинными буквами в металле выполненная маячит там вывеска: «Царскосельский банк». И никто не заподозрит автора этих строк в скрытой рекламе. Ибо скандальный банк этот давно уже закрыт.

В первой половине девяностых он активно привлекал деньги населения, платил огромные проценты по депозитным договорам. В середине 1995 года выдача вкладов прекратилась. Потом были многотысячные толпы обманутых граждан у главного офиса лопнувшей конторы на площади Конституции (расширяя деятельность, банк перебрался из тихого Пушкина в Питер). Кончилось все, как и положено в таких случаях, конкурсным производством, банкротством и выплатой пострадавшим жалкой компенсации - 2,1 копейки на каждый вложенный рубль. Жертв, кстати, оказалось свыше 5800 человек.

Логично предположить, что реклама в переулке Антоненко появилась в дни наибольшей славы финансовой организации. А значит, ей как минимум 12 лет. На века делали. Ах, если бы так же ответственно, как с наглядной агитацией, в банке обращались с деньгами доверчивых вкладчиков... Глядишь, работал бы он до сих пор.

Естественно, что данная реклама никого в банк уже не заманит. Разве что пройдет по улице владелец сгоревшего депозита и прослезится. А может быть, память о «Царскосельском» оставлена не по недосмотру, а с тайным умыслом? Дескать, не забывайте, как труден был период первоначального накопления капитала. Выйдет депутат ЗакСа из своего кабинета, бросит взгляд, расчувствуется. И, глядишь, закон какой-нибудь хороший напишет.

Другой пример рекламы, пережившей заведение, - на улице Марата. Когда-то в доме на углу Стремянной улицы размещался фирменный колбасный магазин. Потом он закрылся. Но шпиль здания успели украсить логотипом мясокомбината-хозяина. Демонтировать эмблему при ликвидации торговой точки забыли. И парит она в небе.

Конечно, можно предположить, что в данном случае речь идет об укреплении имиджа здравствующего и поныне мясокомбината. Но это вряд ли. Ведь в розницу колбасники больше не торгуют (менеджеры решили, что каждый должен заниматься своим делом: производители - производить, а торговцы - торговать).

Сколько всего в нашем мегаполисе подобных «летучих голландцев»? Этого не знают точно даже в Городском центре размещения рекламы (ГЦРР). «В середине прошлого года в Петербурге было около 15 тыс. рекламоносителей, из них несколько сот явно устарело», - сообщили нам в пресс-службе ГЦРР. И даже с готовностью подсказали адреса, куда можно послать фотокорреспондента, дабы запечатлеть подобные сюжеты. Так, напротив Финляндского вокзала экспресс-кассы уже нет, а память о ней осталась. Ну а между Свердловской набережной и Большеохтинским проспектом можно увидеть сразу несколько бесхозных надписей - так называемых крышных установок. Еще есть промзоны, в которых заводы умерли, но их реклама смотрится довольно бодро.

Итак, о проблеме знают. Почему же по всей этой красоте не наносится последний «удар милосердия»? Оказывается, все просто: почти три года назад в действие вступил закон, согласно которому без согласия собственников зданий (или расположенных в них помещений, в том числе приватизированных квартир) нельзя теперь ничего ни повесить, ни снять.

«Например, в доме создано товарищество собственников жилья (ТСЖ). Соответственно, доход от сдачи стены в аренду пополняет казну товарищества. И именно ТСЖ первым должно быть заинтересовано в том, чтобы вовремя снимать рекламу неплательщиков. Городу заниматься этим накладно: ведь убрать простейшую вывеску с учетом необходимого ремонта стены стоит от 1,5 до 5 тысяч рублей. Если же речь идет о сложной конструкции, которую намертво закрепили на брандмауэре или на крыше, то затраты возрастают на порядок и могут достичь нескольких тысяч долларов. Тот же банк-банкрот за работу явно ничего не заплатит», - поясняет пресс-секретарь ГЦРР Татьяна Фадеева.

В этой истории есть еще один аспект, уже не только эстетический. Бесхозные вывески ветшают и рано или поздно могут упасть на головы прохожих или на припаркованные машины. Моральный и физический ущерб станет поводом к судебным искам пострадавших к владельцам стен. Так что потенциально у злосчастного Царскосельского банка еще могут быть новые жертвы. Может, не стоит ждать их появления?

Алексей Миронов, «Санкт-Петербургские ведомости»

Outdoor.Ru