15.01.2007

Они никому не нужны. Экспорт российских автомобилей постоянно снижается



За 11 месяцев 2006 года импорт легковых автомобилей в Россию вырос более чем на треть. В то же время экспорт отечественных машин продолжает стремительно падать. Остаются ли у отечественного автопрома шансы на выживание, выяснили «Новые Известия».

По опубликованным в конце прошлой недели данным Федеральной таможенной службы РФ, импорт легковых автомобилей с января по ноябрь прошлого года вырос на 34% . Сумма закупок составила 11,278 млрд. долларов против 6,996 млрд. годом ранее. На этом фоне 621,2 млн. «зеленых», вырученных от экспорта авто, выглядят, мягко говоря, несолидно. Впрочем, годом ранее эта сумма была еще меньшей (561 млн.), но легковых авто вывезли тогда 117,1 тыс. штук, а теперь – только 111,4 тыс. Это означает, что «успеху» в денежном выражении наш автопром обязан только тем, что его продукция стала дороже. Что же касается географии российского автоэкспорта, то в дальнее зарубежье было поставлено менее 33 тыс. машин. Все остальное взяли наши бывшие соотечественники. Зато в самой России новых иномарок в прошлом году впервые было продано больше, чем отечественных авто.

Такая статистика на первый взгляд противоречит данным Минпромэнерго, которое утверждает, что рост производства легковых автомобилей в России составил 9,1%, а грузовых – 17,1%. Однако противоречия нет. Все дело в том, что увеличился выпуск так называемых российских «иномарок». Больше года в РФ действует режим так называемой промышленной сборки, на который охотно идут крупнейшие автопроизводители мира. Подписали подобные соглашения и местные предприятия. К уже действующим в России гигантам, которые собирают у нас популярные иностранные модели, в ближайшие два-три года должны присоединиться Toyota, Volkswagen, Nissan, GM. А не далее как в прошлую пятницу с Минэкономразвития РФ меморандум о строительстве завода в нашей стране подписала Mitsubishi Motors Corp., единственный, кстати, в Японии убыточный автопроизводитель. Речь, скорее всего, пойдет о выпуске внедорожников.

Однако к успехам непосредственно российского автопрома все это отношения, строго говоря, не имеет. Правда, у него теоретически еще есть шанс провести модернизацию до того, как Россия по условиям вступления в ВТО должна будет начать снижение ввозных пошлин. Однако в то, что этот шанс будет использован, многие специалисты не верят. Как рассказал «НИ» депутат Госдумы, председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, «отечественное автомобилестроение находится в очень тяжелом и почти безвыходном положении». «Если раньше проблему можно было решить с помощью развития новых технологий, снижения затрат производства, то сейчас шанс уже упущен. Наши машины давно не выдерживают конкуренции с иностранными не только по качеству и безопасности, но и по цене. Особенно теперь, когда стало активно развиваться производство автомобилей в Иране, Индии и Китае», – отметил эксперт. В перспективе он не видит в России самостоятельного игрока на авторынке. «Нам останется выступать только в качестве младшего партнера зарубежных компаний, сборка иномарок – это единственное, что мы можем», – считает г-н Похмелкин.

Впрочем, с ним не вполне согласны другие эксперты, которые уверены, что перспективы у отечественного автопрома есть, поскольку «он продолжает активно экспортировать автомобили». Вот только экспорт машин у нас жив в основном благодаря государственным субсидиям. В федеральном бюджете каждый год выделяются деньги на поддержку экспорта в форме государственных гарантий и субсидирования процентных ставок по кредитам. Без этого и 30 тыс. вывезенных за пределы СНГ авто, возможно, были бы недостижимой целью.

НАТАЛЬЯ КУКЛИНА

Новые Известия