15.01.2007

Поставки на вид. Россия и ЕС подсчитывают ущерб, нанесенный конфликтом с Белоруссией



Дополнительные $1 млрд доходов в бюджет и закрытие "нефтяного офшора" в Белоруссии оплачены Россией очередными имиджевыми потерями в качестве надежного поставщика нефти и газа в ЕС. Таков итог российско-белорусского новогоднего энергоконфликта с внешнеполитической точки зрения, который признают и в ЕС, и в России,– и это усиливает позиции ЕС в торге за новое энергосоглашение ЕС и России.
Международная реакция относительно конфликта России и Белоруссии о налогообложении экспорта нефти в страну, который привел к сокращению и остановкам с 8 по 11 января поставок по нефтепроводу "Дружба" в пять стран ЕС, была менее жесткой, но более определенной, чем год назад в ходе куда как более масштабного газового конфликта России и Украины. В субботу глава Минэкономразвития Герман Греф в интервью Reuters признал, что конфликт, разрешение которого принесет бюджету РФ свыше $1 млрд допдоходов от экспорта нефти в Белоруссию в год (см. текст на стр. 1), "нанес ущерб России как надежному поставщику (нефти в ЕС.– Ъ)". Глава МЭРТа призвал "создать систему, в которой поставки будут зависеть исключительно от нас", а не от транзитных стран.

Внешне комментарии представителей ЕС на очередной сбой поставок из-за российских внешнеполитических конфликтов были более "пророссийскими", но гораздо более жесткими формально. Так, сообщили в российском представительстве Еврокомиссии, впервые постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов был приглашен в Еврокомиссию для беседы относительно происходящего в Москве и Минске – его визави в Брюсселе 10 января был еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс. Беспокойство ЕС вызвал, собственно, не сам факт конфликта, который в Еврокомиссии считают внутренним делом во взаимоотношениях РФ и Белоруссии, а отказ России вовремя информировать ЕС о происходящем и форматах новых договоренностей с Белоруссией.

По данным Ъ, 5-8 января офис господина Пиебалгса провел несколько встреч с представителями Белоруссии на эту же тему, но также не получил никакой точной информации о происходящем. В итоге господин Пиебалгс, как подтвердил Ъ его пресс-секретарь Ферран Тарранделас, направил совместно с министром экономики Германии Михаэлем Глосом письмо в министерства энергетики РФ и Белоруссии. Содержание письма господин Тарранделас комментировать отказался, поскольку "оно носит непубличный характер", однако подтвердил, что в нем содержится требование информировать ЕС о возможных нарушениях поставок энергоносителей заранее, а не постфактум. При этом, по данным Ъ, в письме подчеркивается, что в январе 2006 года Россия также не уведомила ЕС о возможных перебоях газовых поставок в ходе конфликта с Украиной.

Реакция политиков была еще более жесткой – так, федеральный канцлер Германии Ангела Меркель заявила о "разрушении доверия" ЕС к России в вопросах поставок энергоносителей. Госпожа Меркель заявила, что считает, что сокращение поставок нефти в ЕС было произведено Россией, причем "без предварительных консультаций".

В свою очередь, президент Еврокомиссии Жозе Баррозу заявил, что возможно обсуждение в ЕС запрета на сокращение поставок энергоносителей энергокомпаниями без предварительного уведомления контрагентов. В прошлый четверг Еврокомиссия обсудила ситуацию в РФ и Белоруссии на своем совещании, посвященном энергопроблемам, однако о каких-либо решениях не сообщалось. Скорее всего, имиджевые потери России будут использованы ЕС как аргумент на переговорах по новому энергосоглашению ЕС–Россия, которые, как предполагается, начнутся в феврале-марте 2007 года. Напомним, основная задача ЕС на переговорах – убедить Россию использовать принципы Энергетической хартии при поставках энергоносителей в ЕС.

ДМИТРИЙ Ъ-БУТРИН



США продлили санкции в отношении Белоруссии

В минувшую пятницу президент США Джордж Буш подписал одобренный в декабре конгрессом закон, продлевающий еще на два года санкции в отношении Белоруссии. "Акт о демократии", принятый в США в октябре 2004 года, запрещает американским федеральным институтам и правительственным учреждениям оказывать Минску какую-либо финансовую помощь, рекомендует противодействовать подобным планам в рамках международных организаций, в которые входят США, серьезно ограничивает список экспортных товаров и предусматривает запрет на въезд в США целого ряда белорусских чиновников. Закон также санкционирует выделение материальных средств оппозиционным белорусским политикам и независимым СМИ. В этом году на эти цели из бюджета США будет выделено $27,5 млн (в прошлом году – $12 млн). Кроме того, в законе зафиксирована обязанность президента ежегодно докладывать конгрессу о сделках по продаже белорусского оружия в те страны, которые Вашингтон считает неблагонадежными, а также о личном состоянии лидера республики Александра Лукашенко и его ближайшего окружения.

Напомним, что мотивом для введения режима санкций в отношении Минска в 2004 году и его нынешнего продления стал вывод о "нарушении белорусским руководством прав человека и других основополагающих демократических свобод".

Претензии Вашингтона к Александру Лукашенко и его режиму излагаются в 11 пунктах. В них белорусский лидер, в частности, обвиняется в преследовании политических оппонентов, причастности к исчезновению оппозиционных активистов и журналистов, серьезных нарушениях в ходе президентских выборов в марте прошлого года и прочих деяниях, противоречащих принципам демократии. Как подчеркивается в законе, санкции будут действовать до тех пор, пока в США не убедятся, что власти Белоруссии встали на путь демократии. Для этого Минск должен, в частности, прекратить репрессии в отношении оппозиционных сил, освободить политзаключенных и наказать виновных в подтасовках в ходе выборов.

НАТАЛИЯ Ъ-ПОРТЯКОВА

КоммерсантЪ