29.11.2006


Казахстан. Краткий обзор рынка компьютеров и интернета



Персональный компьютер, а тем более Интернет, совсем недавно были роскошью для рядовых семей и являлись привилегией лишь для небольшого слоя населения. Однако компьютер очень быстро вошел в нашу жизнь. С компьютером на "ты" умеют общаться не только техники и конструкторы, но и люди творческих профессий, такие как писатели, художники, дизайнеры. Компьютеры находят широкое применение в учреждениях и на предприятиях, а также в торговле, медицине, сфере образования, в структурах служб охраны и безопасности.

Интернет, как и компьютер, пожалуй, можно назвать одним из самых великих открытий времен человечества. Это глобальная сеть, которая расширяет свои границы с каждым днем, вовлекая все большее количество людей, соединяя их на разных уголках мира за считанные секунды. С помощью Интернета, не выходя из дома, можно совершить покупки, перевести деньги с одного счета на другой, узнать последние новости, общаться с разными людьми, в общем, возможности неограничены, и это только начало.

Рассмотрим данные, полученные в ходе исследования Media Marketing Index1 (MMI), проводимого ежегодно компанией TNS Gallup Media Asia. С каждым годом увеличивается количество казахстанских семей, имеющих дома персональные компьютеры, так в 2001 году 6,2% семей отметили наличие дома персонального компьютера, а в 2005 году уже 19,1%, то есть почти каждая пятая семья. Пользователей услуг сети Интернет также становится больше с каждым годом: если в 2001 году - 6,6% людей отметили использование услуг сети Интернет, то в 2005 году - 14% (см.Диаграмму 1).

Диаграмма 1 - Наличие компьютеров и использование услуг сети Интернет,%. Динамика 2001-2005 гг.

1 по данным MMI - опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и более среди людей в возрасте от 15 лет и старше. Объем выборки составил в 2001 году - 2362 респондента, в 2002 году - 2295 респондентов, в 2003 году - 2460 респондентов, в 2004 году - 2350 респондентов, в 2005 году - 2470 респондентов.

Сегодня принтер и сканер являются необходимыми атрибутами любого офиса, но пока не каждого дома. Начиная с 2003 года, наблюдается тенденция к росту числа семей, имеющих принтеры или сканеры. К 2005 году число семей, имеющих принтеры, составило 9,7%, сканеры - 3%, для сравнения в 2003 году - 4,6% семей имели дома принтеры и всего 1% - сканеры (см. Диаграмму 2).

Диаграмма 2 - Наличие принтеров и сканеров, %. Динамика 2001-2005 гг.

Спрос на принтеры и сканеры также растет из года в год. Так, если в 2001 году 2,3% семей планировали покупку принтера, то в 2005 году число таких семей выросло и составило 4,4%. (см. Диаграмму 3)

Диаграмма 3 - Планирование покупки принтеров и сканеров, %. Динамика 2001-2005 гг.

Получить доступ к сети Интернет сегодня не составляет труда благодаря расширению с каждым годом списка Интернет-провайдеров. По данным MMI-2005, несомненным лидером в знании и использовании услуг компаний, предоставляющих Интернет-услуги2, является компания Казахтелеком, число пользователей которой к 2005 году составило 65,8% (см.Таблицу 1).

2 данные по знанию и использованию услуг Интернет-провайдеров рассчитаны от респондентов, имеющих дома доступ к Интернет.

Таблица 1 - Знание и использование услуг Интернет-провайдеров3. Тор-5 (за 2005 год). Динамика 2001-2005 гг.,%

Знание

Использование

Интернет-провайдеры 2001 2002 2003 2004 2005
Казахтелеком 67,9 70,3 77,6 83,8 85,2
Nursat 62,6 54,8 61,2 55,3 55,3
Алма TV * * * 20,6 24,3
Ducat * * 24,8 23,5 16,9
Astel 33,8 20,9 20,4 9,2 12,2
Интернет-провайдеры 2001 2002 2003 2004 2005
Казахтелеком 33,6 43,5 54,9 59,6 65,8
Nursat 28,5 29,5 25,5 20 26,2
Алма TV * * * * 3,8
Ducat * * 9,7 7,6 3,1
Astel 7 4,3 3 1,1 2,3

Как известно, существует прямая зависимость между рекламой и продажами. И для компьютерной техники это не исключение. Расходы на рекламу компьютерной техники, компьютерных комплектующих и периферии в 2005 году значительно превысили расходы на рекламу в 2001 году и составили в общем 4 200 767$, для сравнения в 2001 году это была несколько иная сумма - 965 542$ (см. Таблицу 2).

Таблица 2 - Распределение рекламного бюджета по видам СМИ4. Динамика 2001- 2005 гг.

СМИ 2001 2002 2003 2004 2005
TV 199 859$ 142 838$ 471 052$ 912 290$ 1 359 875$
Radio 20 016$ 25 910$ 155 764$ 88 311$ 98 920$
Press 729 567$ 780 865$ 868 461$ 1 262 648$ 2 007 496$
Outdoor 16 100$ 86 654$ 348 869$ 624 162$ 734 476$
Total 965 542$ 1 036 267$ 1 844 146$ 2 887 411$ 4 200 767$

Самым активным рекламодателем в 2005 году стала компания Hewlett Packard, которая затратила на размещение рекламы компьютерной техники, компьютерных комплектующих и периферии 981 973$, причем основные расходы пришлись на рекламу в прессе - 474 224$ (см. Диаграмму 4).

Диаграмма 4 - Распределение рекламного бюджета компании Hewlett Packard. 2005 г.

3 * - помечены Интернет-провайдеры, которые не замерялись в соответствующий период
4 в Таблице 2 и далее в Диаграмме 4 представлены расходы на рекламу компьютерной техники, компьютерных комплектующих и периферии по данным мониторинга рекламы, проводимого компанией TNS Gallup Media Asia. Расходы на размещение рекламы приводятся в соответствии с официальными прайс-листами, без учета скидок и льгот

Время тотальной компьютеризации для Казахстана еще не настало, но благодаря появлению все большего числа игроков на компьютерном рынке и, как следствие, снижению цен, число домохозяйств, имеющих компьютеры, хотя и медленно, но все-таки растет. Компании, специализирующиеся на продаже компьютерной техники и предоставлении услуг доступа к Интернет имеют большой потенциал развития в своей области.



TNS-GLOBAL.KZ