20.11.2006


Потребление растительного масла в Казахстане


Растительное масло своим происхождением корнями уходит в древние времена. Так, цветки подсолнуха впервые культивировались североамериканскими индейцами, которые поклонялись ему как священному цветку, употребляли семена в пищу, применяли для лечения. В Европу "Цветок солнца" попал в 16 веке из Северной Америки, но первоначально его использовали только в качестве украшения клумбы. Оливковому дереву, как и подсолнуху, приписывалось божественное происхождение. Жители Средиземноморья научились добывать из плодов оливы ценный продукт - оливковое масло, которое называли "жидким золотом".

Растительные масла можно выделить из всех известных семечек и орешков, но не все они подходят для употребления в пищу, некоторые из них используют в качестве лекарства или косметического средства. Самое сложное в обработке семян и получении масла осталось позади, современные технологии позволяют без особого труда получить из семян и орешков масло: вместо слабых женских рук теперь используются мощные прессы.

Растительное масло настолько прижилось у нас в стране, что ни одна кухня, ни одна трапеза немыслима без этого продукта. По данным, полученным в ходе исследования Media Marketing Index 1, за последние 5 лет процент потребителей растительного масла практически не изменился, почти 99% казахстанских семей потребляют из года в год этот продукт питания (см.Таблицу 1).

Таблица 1 - Потребление растительного масла. %

  2001 2002 2003 2004 2005
потребляют 99 98,6 98,9 98,6 98,2
не потребляют 1 1,4 1,1 1,4 1,8

Прилавки магазинов пестрят изобилием растительного масла на любой вид и вкус. В зависимости от способа обработки растительные масла делятся на два вида: нерафинированное и рафинированное. Первое - нерафинированное масло - получают прессовым методом, такое масло обладает характерным вкусом и запахом семян. Второй вид - рафинированное масло получают путем технологических методов очистки, в результате такое масло дольше хранится и не имеет осадка. Некоторые масла при очистке проходят стадию дезодорацию - удаление ароматических веществ - благодаря которой запах у масла при жарке становится менее выраженным.

По данным Media Marketing Index-2005, 58% казахстанских семей предпочитают потреблять рафинированное масло, 21% - рафинированное дезодорированное2 и только 10% предпочитают нерафинированное масло. Если сравнивать данные по Казахстану за 2001-2005 года, то наибольший рост в потреблении рафинированного масла среди казахстанских семей наблюдается в 2003 году (см.Диаграмму 1).

1 по данным MMI - опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и более среди людей в возрасте от 15 лет и старше. Объем выборки составил в 2001 году - 2362 респондента, в 2002 году - 2295 респондентов, в 2003 году - 2460 респондентов, в 2004 году - 2350 респондентов, в 2005 году - 2470 респондентов.
2 рафинированное дезодорированное масло как вид растительного масла измеряется, начиная с 2003 года.

Диаграмма 1 - Предпочтения по виду растительного масла3. Динамика 2001-2005 гг.%

Рассматривая типы растительного масла, можно выделить несколько самых основных типов: подсолнечное, оливковое, кукурузное, соевое, хлопковое, арахисовое, горчичное, рапсовое, софлоровое и так называемое смешанное "mix" масло. Эти типы масла отличаются друг от друга вкусом, запахом, а также составом полезных веществ.

Традиционно наиболее популярным типом растительного масла в Казахстане является подсолнечное масло, его на протяжении последних 5 лет потребляют почти 96% казахстанских семей. Доля потребителей оливкого масла в 2005 году выросла по сравнению с 2001 годом и составила 15,1% вместо 11,7% (см.Таблицу 2).

Таблица 2 - Потребление типов растительного масла4.Динамика 2001-2005гг.5 %

Тип растительного масла 2001 2002 2003 2004 2005
Подсолнечное 96,5 95,6 96,5 95,4 95,5
Хлопковое * * * 19,8 15,4
Оливковое 11,7 13,2 12,7 17,4 15,1
Кукурузное 11,8 11 10,4 11 11
Соевое 3,6 4,2 4,1 4,7 3,6
Сафлоровое * * 1,4 2,7 2,6
Смешанное (mix) 1,8 1,6 1 2,5 2,4
Арахисовое 0,9 1 0,9 2,1 2
Рапсовое 1,4 1,2 1,1 1,7 0,9
Горчичное * * 0,8 1,6 0,9

3 данные подсчитаны от потребителей растительного масла
4 данные подсчитаны от потребителей растительного масла
5 * помечены виды растительного масла, которые не замерялись в данный период

На нашем рынке представлено большое количество марок растительного масла: отечественного и импортного производства. Казахстанские производители действуют уверенно: активно завоевывают рынок и вытесняют конкурентов - импортных производителей. Примером может служить марка Шедевр, которая на протяжении трех лет с 2001 года по 2003 год находясь на втором месте по потреблению растительного масла, в 2004 году вырвала победу у лидера прошлых лет марки Олейна и сумела сохранить свои позиции в 2005 году. Также необходимо отметить тенденцию к росту у других казахстанских марок, таких как Иртыш, 3 желания, Алтын (см.Таблицу 3).

Таблица 3 - Потребление марок растительного масла6. Тор-10.Динамика 2001-2005 гг.7%

Марки растительного масла 2001 2002 2003 2004 2005
Шедевр 37 43,7 49,4 52,7 54
Олейна 59,8 56,9 54,5 52,5 49,8
Золотая семечка * * 25,4 23,4 25,3
Иртыш 20,5 18,4 19,9 24,2 24,5
Ideal 33,6 33,1 30,0 24,6 21,3
3 желания * * 11,4 15,7 18,9
Алтын * 9,2 11,2 12,6 13,4
Ona 17,7 16,9 16,5 11,4 9,9
Злато * * 9,5 16,3 9,6
Доня 14,2 11,3 11 12,9 9,2

6 данные подсчитаны от потребителей растительного масла
7 * - марки растительного масла, которые не замерялись в данный период

Рассмотрев данные по потреблению растительного масла в целом, можно прийти к выводу, что растительное масло - продукт питания, потребляемый в каждом доме и необходимый всем как хлеб и соль.



TNS-GLOBAL.KZ