15.11.2006


Какой цвет по вкусу. Обзор российского рынка чая



Исследования компании MEMRB Retail Tracking Services

 
В период с марта-апреля 2005-го по март-апрель 2006 года* компанией MEMRB Retail Tracking Services проводилось исследование российского рынка чая в 23 городах Российской Федерации**. В целом наблюдался заметный рост данной категории. В течение рассматриваемого периода месячный объем продаж чая, рассчитанный на основе анализа данных о рынках 23 городов, увеличился на 16%. В марте-апреле 2006 года, по сравнению с аналогичным периодом 2005-го, месячный объем продаж чая увеличился на 31% в стоимостном выражении, а суммарная стоимость продукции, проданной за этот период, составила 13,5 млрд рублей. Увеличение темпов роста стоимостных показателей свидетельствует об удорожании этой продукции.
  Данные проведенных исследований демонстрируют достаточно стабильную динамику роста категории чая в рамках рассматриваемого периода.  Исключение составляет период с сентября по октябрь 2005 года, когда за значительным ростом объема продаж последовало его сокращение. Одним из факторов снижения продаж является традиционный сезонный спад – по мнению ряда специалистов, «мертвый» сезон на рынке чая наступает в середине августа и продолжается в сентябре. Сезонный спад продаж компенсируется значительным ростом в предыдущем периоде. Следует отметить, что сезонные колебания в основном коснулись сегментов черного и зеленого чаев, и это сказалось на общей динамике развития категории в сентябре-октябре 2005 года. Продажи менее подверженных сезонным колебаниям ароматизированного и травяного чаев демонстрировали стабильную тенденцию к росту.
  Что касается таких категорий, как чай без кофеина, а также белый и красный чай, то их присутствие на российском рынке незначительно.   Динамика объема продаж в этих категориях вряд ли говорит о сформировавшихся тенденциях и не оказывает воздействия на общую ситуацию на рынке. Резкое падение объемов продаж или отсутствие данных за определенные месяцы в рамках рассматриваемого периода говорит о нестабильности поставок и о неясных перспективах дальнейшего развития этих категорий. Кроме того, чай без кофеина, белый и красный чаи, которые также отличаются более высокой ценой по сравнению с другими видами чая, представлены не во всех каналах сбыта продукции. Так, например, в исследованиях компании MEMRB нет данных о продаже чая без кофеина в киосках, а белый чай продается только в магазинах самообслуживания. В то же время наличие и рост предложения данных видов чая говорит о существовании определенного интереса к ним со стороны потребителей. В настоящее время еще сложно сказать, какое место эти категории займут на российском рынке. Но при насыщенности рынка традиционными видами продукции, а также в условиях роста доходов населения и при более высокой цене рассматриваемых сегментов развитие данного направления представляется достаточно привлекательным для поставщиков чайной продукции.
  По структуре продаж различных видов чая в рассматриваемых городах наблюдается сходная ситуация, которая характеризуется абсолютным преобладанием традиционного черного чая. Черный чай является наиболее привычным продуктом данной категории для отечественного потребителя – в настоящее время в натуральном выражении ему принадлежит около 90% чайного рынка городов, охваченных исследованием (рис. 1). Достаточно стабильную, хотя пока и сравнительно скромную нишу на рынке заняли зеленый и ароматизированный чаи – в марте-апреле 2006 года на их долю приходилось около 15% объема продаж в исследуемых городах. Еще более скромное место на рынке принадлежит травяному чаю, доля которого в общем объеме продаж категории в марте-апреле 2006 года составляла 1%.

1

  Несмотря на то что динамика роста продаж зеленого, ароматизированного и травяного чаев значительно опережала динамику роста продаж черного чая, заметного перераспределения долей различных сегментов в исследуемый период не наблюдалось. Это объясняется пока еще незначительным объемом продаж зеленого, ароматизированного и травяного чаев в абсолютном измерении.
  Традиционно большей популярностью пользуется листовой чай, что объясняется как привычкой потребителей, так и его относительно более низкой ценой. Стоит отметить, что потребители в основном считают листовой чай более качественным по сравнению с пакетированным. В период с мая-июня 2005-го по март-апрель 2006 года доля продаж листового чая в весовом измерении составила около 70%, тогда как на пакетированный приходилось около 30% общего объема продаж. При этом в связи с более высокой ценой пакетированного чая объем продаж данной категории в стоимостном выражении превысил объем продаж листовой продукции.
  Следует отметить, что на протяжении всего исследуемого периода чай в пакетиках постепенно отвоевывает все большую нишу на российском рынке.  В начале данного периода объем продаж листового чая в весовом измерении превышал продажи пакетированной продукции в 2,5 раза, в середине – в 2 раза, а к концу – в 1,8 раза. В условиях роста доходов населения, а также под влиянием соответствующей рекламы и постепенного изменения поведения потребителей, стремящихся к удобству и все более привыкающих к пакетированной продукции, данная тенденция, вероятнее всего, будет сохраняться и в дальнейшем.
  Что касается различных видов упаковки, то в рамках рассматриваемого периода наибольший объем продаж в весовом измерении приходился на листовой чай в 100-граммовых пачках – его доля составляет почти 40% рынка в натуральном выражении. Второе и третье места занимает продукция в 50- и 250-граммовой расфасовке. При этом в ценовом выражении рыночные доли чая в 100- и 50-граммовых упаковках отличаются незначительно, что объясняется более высокой средней ценой 50-граммовой пачки.
  В соответствии с данными аудита розничной торговли за май-июнь 2005-го – март-апрель 2006 года, по-прежнему наиболее емким остается московский рынок. В столице реализуется почти треть продукции рассматриваемой категории: в стоимостном выражении ее доля составляет около 40% от общего объема продаж чая в России, что делает данный рынок наиболее доходным для продавцов. В крупнейших городах европейской части России продается 45,5% чая, а в 6 городах Сибири – 14,5% данной продукции в ценовом измерении.
  Петербургский рынок, традиционно являющийся одним из наиболее динамично развивающихся сегментов отечественного чайного рынка, лидирует по относительному объему продаж пакетированной продукции. На рынке Санкт-Петербурга доля пакетированного чая составляет 43% в натуральном выражении, тогда как в Москве – только 35%. В регионах, имеющих более традиционную рыночную структуру, доля пакетированного чая составляет около 30%.
  Что касается цен на чай, то в Москве они значительно выше, чем в других городах и регионах РФ. Так, за наиболее популярную 100-граммовую пачку чая в столице в среднем придется заплатить около 33 рублей, в Санкт-Петербурге – около 26 рублей, а в 15 крупнейших городах России – около 23 рублей.
  Основной объем продаж чайной категории приходится на долю 7 производителей, среди которых последние несколько лет лидируют ООО «Орими Трэйд» (Санкт-Петербург, ТМ «Принцесса Нури», «Принцесса Гита», «Принцесса Ява»), ООО «Юнилевер СНГ» (Москва, ТМ Lipton, «Брук Бонд», «Беседа»), ОАО «Компания «Май» (Москва, ТМ «Лисма», «Майский») и Ahmad Tea Ltd. (Великобритания, ТМ Ahmad).
  Наиболее активными игроками на рассматриваемом рынке являются компании «Орими Трэйд» и «Юнилевер СНГ» – суммарные продажи этих производителей в марте-апреле 2006 года составляли около половины общего объема продаж категории. Следует отметить, что при общей стабильности долевого распределения рынка между основными производителями на протяжении всего рассматриваемого периода продажи компании «Орими Трэйд» демонстрировали более устойчивую тенденцию к росту, а поставки «Юнилевер СНГ» отличались меньшей стабильностью и росли меньшими темпами. Таким образом, за «Орими Трэйд» закрепились позиции безусловного лидера по объему поставок чая в весовом измерении. В ценовом же измерении объем реализации чая, выпускаемого «Юнилевер СНГ», несколько превысил объем продаж «Орими Трэйд», что объясняется более высокой средней ценой за упаковку чая у первого производителя.
  Среди производителей, охваченных данным исследованием, самый дешевый чай поставляет ООО «Московская чайная фабрика» (ТМ «Наш чай», «Никитин», «Тот самый чай»), а самый дорогой – Newby Teas Ltd. (Великобритания, TM Newby). Разница в средних ценах за упаковку у разных производителей может составлять до 10 раз. На основании данных о средней цене за пачку чая можно отметить, что два из наиболее крупных производителей работают в основном в нижнем ценовом сегменте, а два – в среднем. При этом суммарная доля чая наиболее дорогих марок – со средней стоимостью упаковки более 50 рублей – в общем весовом объеме продаж не превышает 1%. Более 80% такого чая реализуется через магазины самообслуживания.
  Присутствие различных производителей в разных регионах РФ различно. Так, например, компании «Орими Трэйд», занимающей более половины рынка Санкт-Петербурга и около трети рынков крупнейших городов России, в Москве принадлежит очень скромный сегмент. «Компания «Май», наоборот, гораздо шире представлена в Москве, чем в Санкт-Петербурге. Поставки продукции от компаний «Юнилевер СНГ» и Ahmad Tea Ltd. распределяются более равномерно. Однако при этом на московском рынке их позиции гораздо прочнее, чем в других городах и особенно Сибири, что отчасти объясняется относительно более высокой ценой данной продукции.
  Наибольший объем продаж чая в натуральном выражении – 30% – приходится на магазины самообслуживания – супермаркеты и минимаркеты (рис. 2). Кроме того, магазины самообслуживания – это пока единственный канал, в котором объем продаж пакетированного чая превышает продажи листового. Около 30% продаж чая принадлежит традиционному каналу, включающему в себя обычные продуктовые магазины и крупные продуктовые магазины с торговлей через прилавок – гастрономы и универсамы, отличающиеся большими размерами торговых площадей.

2

  Далеко не последнее место в распределении каналов продаж чая принадлежит открытым розничным рынкам, на которых в мае-июне 2005-го – марте-апреле 2006 года было реализовано более 20% данной продукции.   Такие форматы торговли, как павильоны, киоски и специализированные магазины, занимают достаточно стабильную, но незначительную в долевом отношении нишу на рынке рассматриваемой категории.
  В заключение можно отметить, что сегодняшний российский рынок чая отличается сложностью и многообразием. В целом, за рассматриваемый период на рынке наблюдался достаточно стабильный положительный прирост, что говорит о неплохих перспективах дальнейшего развития данной категории.

* В статье приводятся данные исследований, охватывающие период с марта-апреля 2005 года по март-апрель 2006 года. Годовые данные приводятся за период с мая-июня 2005 года по март-апрель 2006-го.

** Исследование проводилось в Москве, Санкт-Петербурге, 15 городах европейской части страны: Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Мурманске, Нижнем Новгороде, Перми, Ростове-на-Дону, Самаре, Саратове, Сочи, Ставрополе, Уфе, Челябинске – и 6 городах Сибири: Владивостоке, Иркутске, Красноярске, Новосибирске, Омске и Хабаровске.

Ирина Бойцова



FOODMARKET