31.10.2006


Мы едем, едем, едем… В Казахстане возросла доля семей, имеющих автомобили


Пальма первенства в создании первого в мире автомобиля принадлежит Франции. Так, в 1769 г. артиллерийский офицер и инженер Николя Жозеф Кюнью создал первую паровую машину, изначальное предназначение которой была перевозка снарядов и оружия. Это сейчас машины имеют четыре колеса и могут разгоняться до скорости 200 км/ч и даже больше, а в те времена паровая машина была трехколесной и могла развить скорость не более 5 км/ч. И кто бы мог подумать, что привычное всем нам слово "шофёр" означает в переводе с французского "кочегар", потому как в обязанности первых шоферов входило разведение костра для создания пара, который и приводил в действие паровую машину. Ездить на таких паромобилях было не очень удобно. Однако конструкция паромобилей менялась из года в год ,так, трехколесный паромобиль приобрел более привычный нам вид четырехколесной машины. Эпоха автомобилизации в истории человечества началась именно с паромобилей, а не с паровозов и пароходов.

Но прогресс невозможно остановить, и так, в конце 19 века на смену паромобилям пришел автомобиль с бензиновым мотором. С каждым годом количество автомобилей увеличивалось, появлялись новые модели, возрастала скорость.

И вот настал 21 век - век развитых идей и технологий, который поражает разнообразием моделей и марок, начиная от шикарных дорогостоящих автомобилей до более доступных моделей.

По данным исследования Media Marketing Index1, проводимого компанией TNS Gallup Media Asia, в 2005 году почти каждая третья казахстанская семья имеет автомобиль, что составляет 27,9%. Если рассматривать данные по Казахстану в динамике, начиная с 2001 года, то мы увидим, что, в целом, возросла доля семей, имеющих автомобили (см. Диаграмму 1).

Диаграмма 1 - Наличие автомобилей в семье. Динамика 2001-2005. %

1 по данным MMI - опрос проводился в 11 городах Казахстана с населением 200 тыс. и более в возрасте от 15 лет и старше. Объем выборки составил в 2001 году - 2362 респондента, в 2002 году - 2295 респондентов, в 2003 году - 2460 респондентов, в 2004 году - 2350 респондентов, в 2005 году - 2470 респондентов.

Производители выпускают автомобили на любой вкус, создают отдельно "женские" и "мужские" модели, а некоторые наиболее прогрессивные компании создали модели, специально расчитанные на людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Посмотрим, какие же марки автомобилей являются наиболее популярными среди автолюбителей Казахстана. На период 2001 года, автомобили отечественного производства пользовались большей популярностью, чем импортного. Однако марки ВАЗ 2104-2107, которые в 2001 году являлись лидером по наличию в семье - 17,4%, в 2005 г. уступили свои позиции импортной марке Audi и занимают теперь 2 место с 10,1% (см. Таблицу 1)

Таблица 1 - Наличие марок автомобилей. Тор 10. Динамика 2001-2005

Марка 2001 г.
%
2002 г.
%
2003 г.
%
2004 г.
%
2005 г.
%
Audi 3,4 8,1 10,2 13,9 12,2
ВАЗ 2104-2107 17,4 20,7 14,8 11,3 10,1
Toyota 2,3 2,6 2,3 4 7,5
Volkswagen 2,7 3,5 4,8 7,9 7,2
Mazda 5,4 5,1 5,4 4,7 6,4
Москвич 10,5 6,8 7,8 7,4 6,1
ВАЗ 2101-2103 10,9 10,7 9 7,4 5,4
ВАЗ 2109, 21099 5,8 7,2 5,9 4,6 4,7
Волга 6,5 4,6 5,1 3,9 4,6
Mercedes-Benz 1,9 2,6 3,1 3,3 4,4

При покупке автомобиля респонденты ориентируются не только на марки и модели автомобилей, но и на год выпуска покупаемого автомобиля. Это, пожалуй один из главных критериев выбора машины, так как от года выпуска машины зависит ее стоимость и качество. Из диаграммы (см. Диаграмму 2) видно, что в основном по Казахстану катаются автомобили 1992-1995 годов выпуска.

Диаграмма 2 - Год выпуска автомобиля

Подавляющее большинство респондентов покупают подержанные автомобили, это объясняется тем, что новые автомобили стоят в 3 и более раз дороже (см. Таблицу 2).

Таблица 2 - Новизна автомобиля на момент покупки. Динамика 2001-2005

Марка 2001 г.
%
2002 г.
%
2003 г.
%
2004 г.
%
2005 г.
%
Новый автомобиль 29 23,9 22 21,5 22,3
Подержанный автомобиль 71 76,1 78 78,5 77,7

Однако, начиная с 2003 года, наблюдается тенденция к росту покупки новых автомобилей "в масле" (см. Таблицу 2), этому есть объяснение: затраты на рекламу автомобилей увеличиваются из года в год, причем на протяжении 4 лет за период 2001-2004 годов основным источником рекламы являлась реклама в прессе, но в 2005 году рекламодатели выбрали для себя наиболее приоритетным источником размещения рекламы - рекламу на телевидении, потратив на нее 3 352 666$, для сравнения в 2001 году эта сумма была почти в 90 раз меньше - 38 489$ (см. Таблицу 3).

Таблица 3 - Распределение рекламного бюджета по видам СМИ2. Динамика 2001-2005

СМИ 2001 2002 2003 2004 2005
TV 38 489$ 70 221$ 473 696$ 1 572 692$ 3 352 666$
Radio 54 783$ 122 161$ 285 919$ 670 532$ 1 158 214$
Press 497 455$ 674 912$ 898 495$ 1 607 295$ 2 696 226$
Outdoor 60 349$ 79 914$ 201 986$ 569 553$ 1 000 341$
Total 651 076$ 947 208$ 1 860 096$ 4 420 072$ 8 207 447$

Наиболее активными рекламодателями в 2005 году были компании Astana Motors и Toyota Motor Corporation, на рекламу они потратили 2 010 005$ и 1 910 080$ соответственно (см. Таблицу 4).

Таблица 4 - Распределение рекламного бюджета по рекламодателям2. Тор 5.

Рекламодатель Расходы, $
ASTANA MOTORS 2 010 005$
TOYOTA MOTOR CORPORATION 1 910 080$
MERCUR MOTORS 950 177$
TOYOTA CENTER ZHETISU 760 775$
ВИРАЖ СЕТЬ АВТОСАЛОНОВ 420 859$

Какими бы разными не были автомобили, все они похожи в одном: их главное предназначение - это перевозка пассажиров.



Махаббат Абитаева
TNS Gallup Media Asia

TNS-GLOBAL.KZ