18.10.2006
@Mail.ru

11 октября Mail.ru объявил об открытии собственного видеохостинга "Видео@Mail.ru"



Если бы Джек Лондон жил в наше время, он бы черпал вдохновение для своих романов в сфере коммерческого интернета, этого Клондайка наших дней. Мы еще не успели забыть про короткую эпоху доткомов, как нагрянул пресловутый Веб 2.0 с его социальными сетями и очередными возможностями делать миллионы, да что там - миллиарды из ничего.

Буквально на следующий день после новостей о приобретении видеосервиса YouTube компанией Google за 1,65 миллиарда долларов, а именно 11 октября Mail.ru объявил об открытии собственного видеохостинга "Видео@Mail.ru". Как будет развиваться отечественный видеосервис, станет ли он таким же популярным, в отдельно взятой стране, каким YouTube стал во всем мире, будет ли он приносить огромную прибыль или обернется убытками - всего это в Mail.ru пока не знают.

Если для американских энтузиастов YouTube был интересным экспериментом, который неожиданно для всех превратился в грандиозный стартап, то компанией Mail.ru двигает житейский расчет: появилась новая ниша, а значит в портфеле компании должен быть соответствующий сервис. Кроме того, Mail.ru обладает финансовыми ресурсами для того, чтобы без помощи инвесторов разрабатывать, возможно, очень золотоносную жилу социальных сетей.

Впрочем, пока что "Видео@Mail.ru" нельзя назвать социальной сетью - это всего лишь бесплатный сервис для хранения и обмена видеофайлами, реализованный несколько слабее по сравнению с тем же YouTube.

Во-первых, "Видео@Mail.ru" визуально совершенно идентичен фотохостингу "Фото@Mail.ru", но это, если понадобится, легко исправить. Понятно, что разработчики торопились застолбить и начать разрабатывать участок, который, как показали недавние события, может принести в будущем неопределенно колоссальный доход. Можно предположить, что в самом скором времени сервис обрастет различными удобствами и интересностями. Другой вопрос, как "Видео@Mail.ru" будет избегать тех трудностей, с которыми уже столкнулся YouTube.

В отличие от телевидения, где расходы снижаются с увеличением аудитории, в интернете дело обстоит противоположным образом - чем больше посетителей пользуются сервисом, тем выше расходы на его содержание, если говорить конкретнее - расходы на трафик. Уже несколько месяцев ежемесячные расходы YouTube превышают 1 миллион долларов. Конечно, "Видео@Mail.ru" не скоро догонит и перегонит старшего американского брата, но возрастающая по мере популярности сервиса оплата трафика - это проблема номер раз.

Более чем очевидно, что Mail.ru намерен зарабатывать деньги, размещая рекламу на новом медиа-канале. Сама компания пока еще не знает, как именно будет происходить этот процесс: будет ли на страницах сервиса размещаться традиционная баннерная или контекстная реклама, пойдет ли она по пути показа пре-роллов (короткое видео, предшествующее непосредственно ролику) или же совместит и то, и другое.

"Поскольку мы являемся первопроходцами в этой области, мы будем экспериментировать" - говорит Анна Артамонова, директор пресс-службы Mail.ru. - "Мы считаем, что аудитория отнесется к лояльно, особенно на первом этапе, потому что все это будет в новинку. кроме того, если пре-роллы будут увлекательными, креативными, то они сами по себе станут интересными аудитории".

Во всяком случае, Mail.ru может вполне позволить себе на первом этапе не нагружать новый сервис рекламой, и уже позднее, в случае успеха, задуматься над способами капитализации "Видео@Mail.ru".

Не менее серьезная проблема подобного предприятия - это вопросы копирайта. Популярность YouTube во многом выросла благодаря тому, что на нем можно было найти массу видеоклипов и другого защищенного авторскими правами контента. В случае претензий со стороны правообладателей YouTube безропотно удалял нелегальный контент, и на этом претензии заканчивались. Ибо что можно было взять с голых энтузиастов? К моменту покупки сервиса, Google заключил соглашения с основными правообладателями, в основном в сфере музыкального контента, обезопасив себя таким образом от многомиллионных исков.

Что собирается делать с проблемой авторского контента "Видео@Mail.ru", пока тоже неясно. Попытка переложить ответственность за нелегальную демонстрацию защищенного видеоконтента на самих пользователей сервиса, загружающих подобный контент, выглядит неубедительно.

Другим камнем преткновения может стать источник классного контента, того самого контента, который, как предполагается, должен привлекать десятки тысяч зрителей. По словам г-жи Артамоновой, сервис делает ставку на пользовательский контент. В свете этого факта непонятно, зачем Mail.ru понадобилось создавать "Видео@mail.ru", когда уже существует классный, более удобный, более "социальный", более раскрученный сервис - YouTube.

"Скорее всего сервис будет востребован аудиторией Mail.ru, хотя он реализован не так качественно, каким мог бы быть" - считает Денис Крючков, бывший главный редактор "Вебпланеты", а ныне основатель социальной сети Habrahabr.ru. (ссылка на www.habrahabr.ru) - "С другой стороны, открывая этот сервис, Mail.ru стремится еще больше увеличить свою аудиторию. Понятно, что Mail.ru хочет забрать себе русскоязычную аудиторию Youtube или же ту аудиторию, которая не знает о существовании Youtube либо не может по каким-то причинам пользоваться им, скажем, из-за незнания английского языка. Хотя я не представляю, как Mail.ru будет его поддерживать, на чем будет зарабатывать, как отстроит свою работу в правовом поле. Социальные сети - это сообщества людей, которые живут сами по себе и над которыми довольно сложно осуществлять какой-либо менеджмент" - поделился Денис Крючков.

Ярослав Костров, Sostav.ru
Ярослав Костров, Sostav.ru