06.10.2006


Golden Drum: Жижек live



Сегодня завершается 13-й международный фестиваль рекламы "Золотой барабан". Все фестивальные дни на курорте Порторож работал обозреватель Sostav.ru Влад Васюхин. Итак, очередной отчет из Словении.

Четверг был днем Славоя Жижека. Всемирно известный 57-летний словенский философ-постмодернист собрал полный зал, вмещающий примерно тысячу человек, чем редкий рекламный гуру может похвастаться. Свою лекцию "Неизвестные знакомые" Славой прочитал, сидя в центре сцены в глубоком кресле. По бумажке, но очень эмоционально: за все полтора с лишним часа лишь в редкие мгновения его руки обретали покой - он то и дело жестикулировал, временами напоминая Людмилу Гурченко. Мне показалось, что философ приехал простуженным и что у него проблемы с дикцией - то и дело прорывались какие-то пришепетывания и свист. Иногда он шмыгал носом. Впрочем, от этого харизматичного интеллектуала, приходящего на приемы к президентам в драной тишотке, можно было ожидать и более кардинальных жестов, чем отсутствие носового платка.



Пересказать его долгую речь, во время которой публика не раз аплодировала и если не смеялась, то хихикала, довольно сложно. Желающие могут прочитать основные тезисы на официальном фестивальном сайте . Но это лишь скелет того, что мы услышали.

Жижек живьем очень напоминает себя на бумаге - фонтанчики красноречия! Можно лишь повторить вслед за одним английским рецензентом его очередной книги: "Все это скомпоновано по принципу, который Сергей Эйзенштейн любил называть "парадом аттракционов" - нечто вроде шоу в жанре теоретического варьете, в котором серия "номеров", сменяя друг друга, поддерживает аудиторию в состоянии восторженной экзальтации. Это шоу великолепно; единственный его недостаток состоит в том, что, закончив книгу, читатель остается в недоумении: ему трудно сформулировать суть выдвигаемых автором концепций или, по крайней мере, удержать в голове его главные мысли".

Абсолютно так! К рекламе выступление имело косвенное отношение, хотя иногда, словно спохватываясь, философ вспоминал, где он и кто перед ним, и бросал в зал короткие истории, в которых английскому слову advertising он предпочитал французское publicit?.

Несмотря на то, что никаких секретов и технологий создания и продвижения брендов Жижек не открыл, такие речи далеких от двигателя торговли людей неплохо прочищают мозги. И я не преминул заметить сидевшему рядом со мной директору Киевского международного фестиваля рекламы Максиму Лазебнику: "А что, если тебе пригласить с лекцией Лимонова или Петра Мамонова? Интересно, как они воспринимают рекламный мир…"

Философ Жижек - при всем к нему уважении и ажиотажному интересу делегатов - это все-таки "архитектурное излишество". А вот конкурс - несущая конструкция любого фестиваля. Сегодня вечером у россиян есть два шанса поболеть за своих.

В конкурсе телерекламы за призы поборется ролик "Сон" столичного агентства Saatchi&Saatchi (реклама куриных яиц "Рябушка"). Это единственный финалист из 59 работ, выставленных нашими креаторами. Для сравнения: Румыния представила 57 роликов, в финале - 13, Финляндия - 22 ролика, в шорт-лист попало 8. Вчера вечером показали всех претендентов. "Сон" выглядел очень достойно, и принимали его хорошо, но решение жюри предугадать трудно.

В конкурсах печатной, наружной и радиорекламы работ из России в финале нет.

Вторая надежда России - Тинатин Баркалая, принимающая участие в конкурсе Studio Drum: шести режиссерам из разных стран нужно было прямо в Портороже за считанные часы придумать, снять и смонтировать минутный фильм на тему "Магическое прикосновение". О том, что придумала Тина и как она работала, я расскажу (и, надеюсь, покажу) в ближайший понедельник, подводя итоги фестиваля.

Кроме церемонии закрытия и Gala Party, последний день 13-го "барабана" интересен предварительной презентацией очередного Gunn Report по итогам 2006 года, с которым выступит его создатель - Дональд Ганн. Этот проект Ганн (в прошлом один из креативных китов Leo Burnett) придумал восемь лет назад, и за эти годы его отчет, основанный на результатах главных фестивалей мира, включая GD, стал самым важным рейтингом мировых рекламных агентств.

P.S.
Закончит отчет - фоторепортаж с русской вечеринки, которая состоялась вчера в отеле Histrion. Была живая музыка, DJ Королев, блины, самогон "Косогоров" и много приятных гостей - своих и наших зарубежных друзей.