06.10.2006

Рекламу запускают в открытый космос

В Роскосмосе решили, что рекламные возможности космической техники достойны более пристального внимания (на фото глава агентства Анатолий Перминов)
Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Роскосмос решил сосредоточить размещение рекламы, которым до сих пор занимались разные предприятия ракетно-космической отрасли, в одних руках. Вчера стало известно, что компания E-vita начинает размещать рекламу на стартовых комплексах, ракетах-носителях, космических аппаратах и скафандрах космонавтов, а также внутри Международной космической станции (МКС). На сайте компании вывешен подробный прайс-лист с ценами на размещение рекламной информации на ракетоносителях "Протон" и "Союз", а также тарифами на доставку рекламных материалов на МКС.

До сих пор турбюро E-vita сотрудничало с Центром эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) Федерального космического агентства в организации турпоездок на космодром Байконур. Теперь компания стала рекламным агентом ЦЭНКИ. На ее сайте вывешен подробный прайс-лист на такого рода услуги. Так, размещение рекламной информации на ракетоносителях "Протон" и "Союз" обойдется клиенту от $200 тыс. до $2 млн (при покупке эксклюзивных прав на один запуск). Логотипы на одежде российских космонавтов оценены в $100-200 тыс. Таковы же тарифы на доставку любого рекламного материала весом до 1 кг в российский сегмент Международной космической станции. Если размещение рекламы требует проведения "внекорабельной деятельности", то есть выхода в открытый космос, стоимость возрастает до $0,8-5 млн. По информации журнала "Индустрия рекламы", сейчас "Эвита" ведет переговоры о размещении рекламы в космосе с одним из отечественных производителей продуктов питания. "Космос – это положительные эмоции, что важно для брэнда,– заявил журналу консультант Evita Дмитрий Алексеев.– Зарубежные компании все чаще используют этот инструмент для осуществления своих маркетинговых задач (см. вынос). Российский рынок рекламы вполне созрел и способен переварить такое предложение".

Пресс-секретарь Роскосмоса Игорь Панарин вчера не смог ответить на вопрос Ъ относительно причин столь большого расширения функций турбюро E-vita. Начальник ЦЭНКИ Александр Фадеев вчера был недоступен для комментариев. Впрочем, высокопоставленный источник Ъ в Роскосмосе пояснил, что деятельность E-vita в рекламной сфере проводится с целью консолидации финансовых потоков от космической рекламы в одних руках: раньше ей могли заниматься разные предприятия ракетно-космической отрасли, теперь же права будут переданы E-vita.

Мнения экспертов относительно эффективного использования рекламных возможностей Роскосмоса для товаров повседневного спроса разнятся. "Конечно, люди сейчас меньше интересуются космосом, но запуски ракет по-прежнему показывают по телевизору, и зрители наверняка обратят внимание на брэнды",– отмечает гендиректор исследовательской компании Qualitative Quest Александр Макаров. При этом, по его мнению, космос ассоциируется не только с передовыми технологиями, но и высоким качеством и пользой, так что при правильной коммуникации эти характеристики могут передаться и брэнду. Однако руководитель департамента маркетинга ТД "Роллтон" Александр Соколоверов считает, что реклама на МКС – "тщеславие для толстосумов". "Возьмите любой продукт, который вам не нравится. Изменится ли ваше отношение к нему только потому, что он побывал в космосе? Думаю, вряд ли",– заключает маркетолог.

СЕРГЕЙ Ъ-СОБОЛЕВ, ИВАН Ъ-САФРОНОВ

Рекламные ракетоносители

Первопроходцем в космической рекламе стала Россия. В октябре 1992 года логотип табачной компании West вынесла на орбиту ракета-носитель "Протон-К". Акция принесла "Главкосмосу" около $70 тыс. В 1996 году на станцию "Мир" доставлен макет банки Pepsi-Cola высотой 1,2 м и плакат "Pepsi – это твое время". Космонавты Юрий Онуфриенко и Юрий Усачев вынесли их в открытый космос, сняли друг друга и рекламные объекты на видео на фоне проплывающей внизу планеты Земля. За это РКК "Энергия" получила $600 тыс. Видеозапись легла в основу рекламного ролика, выпущенного затем PepsiCo.

В 1998 году по заказу компании Sony рекламное агентство ARMI просчитывало вариант документальной съемки на станции "Мир". По словам президента ARMI Рената Ямбухтина, это обошлось бы клиенту в $360-390 тыс. Однако строительство в павильоне макета станции в натуральную величину стоило всего $100 тыс. и в Sony в итоге предпочли павильонную съемку.

КоммерсантЪ