28.08.2006

Умирающий новый жанр. Мюзикл – в России пока не прижился



Один из самых прибыльных на Западе театральных жанров – мюзикл – в России пока не прижился. Компания «Stage Entertainment» открыла в Москве свое представительство и намерена осенью выпустить популярный во всем мире мюзикл «Mamma Mia!». Однако не менее популярный мюзикл «Кошки» компании недавно пришлось закрыть.

В советские времена слово «мюзикл» старались официально не употреблять, хотя ряд спектаклей явно имели отношение к этому жанру, например, «Дульсинея Тобосская» на «Маяковке» и ленкомовский спектакль «Юнона и Авось». Последний, кстати, вот уже второй десяток лет идет с аншлагами. Однако с точки зрения бизнеса эти спектакли классическими мюзиклами не являлись – мюзикл должен идти каждый день в специально выделенном для этого театре с постоянной труппой. Западная бизнес-схема была опробована в России в 1999 году.

Мюзикл (от англ. Musical) – музыкальное сценическое произведение, преимущественно комедийного характера, в котором используются разнообразные выразительные средства эстрадной и бытовой музыки, хореографического, драматического и оперного искусств. Первым мюзиклом считается постановка пьесы Бикнела «Черный ворон» (1866 год). Долгое время у мюзикла было афроамериканское лицо – в конце XIX века «черные» актеры Берт Уильямс и Джордж Уокер поставили целую серию спектаклей на музыку Уилла Мэриона Кука. В начале XX века мюзиклы стали очень популярны в США, а затем и во всем мире.

Первым лицензионным проектом, который поддержала тогда Алла Пугачева, стал польский мюзикл «Метро». За время существования спектакля его посмотрели 200 тысяч человек, отдельные композиции включали в свои чарты московские радиостанции. Бюджет мюзикла был равен $1,2 млн. Официально о размере прибылей не сообщалось, но по слухам проект окупился. Этот успех привел к тому, что в Москве стали появляться другие лицензионные проекты: «Нотр-Дам», «Чикаго», «42-я улица», «Иствикские ведьмы». Самым дорогим и провальным из них оказался спектакль «42-я улица», бюджет которого составил $11 млн, а «прожил» он всего два с половиной месяца – российский зритель без восторга принял не известных ему бродвейских артистов, которые пели на английском языке. «Чикаго», несмотря на грандиозность замысла и бюджет в $5 млн, тоже постигла неудача: спектакль закрыли из-за неокупаемости. Довольно быстро закрылись и «Иствикские ведьмы» с бюджетом в $4 млн – в этом мюзикле не было ни одного хита, да и Дмитрия Певцова хорошим вокалистом не назовешь.

Зато «Нотр-Дам де Пари» зрителю понравился. Положенное на музыку хрестоматийное произведение Гюго оказалось интереснее бродвейских придумок, а французские покровители проекта сделали очень правильный маркетинговый ход – через акционеров радиостанции «Европа Плюс» добились «тяжелой» ротации композиции Belle.

Бюджет в $4,5 млн удалось «отбить». Кстати, поставила мюзикл та же компания, которая привезла в Москву «Метро» – «Метро Энтертейнмент». Она же, закрыв «Нотр-Дам», тут же заняла площадку Театра оперетты французским мюзиклом «Ромео и Джульетта» с бюджетом в $2 млн. Однако весной этого года он закрылся. Официально финансовые показатели не объявлялись, но, по слухам, проект не окупился, хотя его пытались раскручивать по отработанной схеме. Например, реклама мюзикла была весьма заметной и на радиостанциях крутили одну из композиций спектакля.

Нелицензионные мюзиклы тоже оказались не очень успешными. За всю новейшую историю существования мюзиклов в России было поставлено всего два спектакля с российскими либретто и музыкой. Первым был «Норд-Ост» с бюджетом в $4 млн. Его премьера состоялась 19 октября 2001 года, но трагические события в театре на Дубровке оборвали жизнь проекта. В ноябре 2003 года на московских подмостках появился спектакль «12 стульев» (бюджет $3 млн), поставленный компанией «Русский мюзикл». Прожил он до мая того же года и, по слухам, тоже не окупился.

Последним и достаточно популярным среди лицензионных мюзиклов оказался проект «Кошки». Он хоть и прожил чуть больше года, но, по словам генерального директора Stage Entertainment Russia» Дмитрия Богачева, заработал около $9 млн (за 18 лет жизни в Лондоне «Кошки» принесли своим создателям около $200 млн). Мюзикл закрылся на пике популярности – последние несколько месяцев он шел с аншлагами, но компания «Stage Entertainment» предпочла не доводить спектакль до краха.

«Кошки» прожили ровно столько, сколько им позволила ситуация на рынке мюзиклов и финансовые возможности зрителей, – сказал «Газете.Ru» бывший продюсер российского мюзикла «Норд-Ост» Александр Цекало. – Это был качественный продукт, у него был стабильный зритель, и компания «Stage Entertainment Russia» сделала МДМ мюзикловой площадкой, что очень важно, поскольку до сих пор мюзикл был бездомным». По мнению Цекало, мюзиклы на Бродвее и в Лондоне живут в основном за счет туристов – всего 10% самих нью-йоркцев и лондонцев посещают эти спектакли: «Российские туристы, приезжающие в Москву, должны стремиться на мюзиклы, а они идут в магазины и кинотеатры. Поэтому без спонсорской поддержки мюзикл в России пока существовать не может».

По оценкам Александра Цекало, мюзикл, в среднем, можно поставить за $1,5-2 млн, но ни «Норд-Ост», ни «12 стульев» не состоялись бы без поддержки московского правительства и финансовых компаний. «Нам очень помогала Людмила Швецова, «Россгосстрах» страховал участвующих в мюзикле артистов, была поддержка и от «Тройки Диалог», – признается Цекало. – Пока на мюзикл не станут ходить туристы, окупаться спектакли не будут. «Кошки» закрылись потому, что исчерпали то количество московских зрителей, которые хотели и могли прийти на этот мюзикл».

Однако компания «Stage Entertainment» все же решила продолжить работать в России. Осенью на сцене МДМ появится популярный мюзикл «Mamma Mia!». Мировая премьера этого спектакля состоялась в Лондоне семь лет назад. Сборы от показа по всему миру уже составили $1,6 млрд.

Российские продюсеры на раскрывают сумму, понадобившуюся для постановки мюзикла в Москве, говорят лишь, что это очень дорогостоящая постановка. Однако сколько этот мюзикл продержится на сцене, предсказать невозможно.

Например, очень популярный мюзикл «We will rock you», основанный на песнях группы Queen, шел в Москве при полупустых залах. Несмотря на то, что актеров и группу, поющих и играющих вживую, отбирали сами участники Queen, проект не вызвал зрительского интереса и его пришлось закрыть. По информации «Газеты.Ru», сейчас участники спектакля, сформировав «концертную бригаду», выступают на корпоративных вечеринках.

Алина Ребель

Газета.RU