11.08.2006

Онищенко пора наливать. Роспотребнадзор принял новый документ, призванный ужесточить надзор за качеством алкогольной продукции



Пока содержание этого «Руководства» известно только частично. Однако уже понятно – введение новых правил увеличит затраты продавцов алкоголя, что приведет к очередному повышению цен.


Главный государственный санитарный врач России, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко утвердил «Руководство по контролю и надзору за безопасностью и качеством алкогольной и винодельческой продукции, находящейся в обороте на территории РФ».

Задача нового документа – «недопущение на отечественном рынке оборота недоброкачественной и фальсифицированной алкогольной и винодельческой продукции, повышение ответственности производителей, поставщиков, оптовых и розничных реализаторов за качество реализуемой продукции, обеспечение безопасности и качества поставляемой в Российскую Федерацию продукции».

Руководство предусматривает ужесточение контроля за алкогольной продукцией, производимой на территории России, а также ввозимой из-за рубежа. «Требования к безопасности и качеству алкогольной и винодельческой продукции на территории России и требования к качеству и безопасности продукции, производимой и поставляемой с территории страны-импортера, должны быть адекватны и аналогичны требованиям к производству продукции, существующим на территории РФ», – подчеркнул Онищенко. Главный санитарный врач особо отметил, что ответственность за качество продукции несут все участники рынка – от производителей до организаций розничной торговли.

Механизмы реализации такой «ответственности» пока не очень поняты. Например, новый документ предусматривает создание системы добровольной аккредитации юридических и физических лиц – участников алкогольного рынка, и обязательной аккредитации испытательных лабораторий, занимающихся экспертизой. Правда, пока не ясно, насколько добровольной будет эта аккредитация и какой государственный орган будет ее проводить, и, главное, что будет с компанией, которая добровольно откажется от аккредитации.

Кроме увеличения контроля, предполагается усилить словесное воздействие на рынок – Онищенко заявил о необходимости информирования потребителей о качестве и безопасности предполагаемой им продукции, антиалкогольную пропаганду, формирование здорового образа жизни.

Для реализации поставленных задач должна быть создана экономическая, материальная и законодательная база. В разработке документа участвовали специалисты Госсанэпиднадзора РФ, профильные научно-исследовательские институты, в их числе Всероссийский НИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой продукции, Всероссийский НИИ пищевой биотехнологии Россельхозакадемии.

Представители Роспотребнадзора отказались комментировать новый документ до его публикации на сайте ведомства. По словам пресс-секретаря Роспотребнадзора Любови Воропаевой, «Руководство» будет выложено в интернете в ближайшее время.

Опрошенные «Газетой.Ru» участники рынка алкогольной продукции затруднились оценить нововведения главы Роспотребнадзора. «Пока конкретики слишком мало. Какое-то мнение можно будет высказывать после публикации документа», – сообщил представитель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. «Пока мы не видели документа, говорить о чем-то сложно», – соглашается PR-директор «Русского Алкоголя» Жанна Олейник.

В то же время, по мнению экспертов, уже сейчас можно сказать, что для участников рынка алкоголя вступление в силу «Руководства» Онищенко будет иметь негативные последствия. «Что означает добровольная аккредитация – не совсем ясно. Но целесообразность введения этой системы вызывает сомнения. Принятый в июле федеральный закон № 102 отменил систему обязательной аккредитации, а пока она работала, для того чтобы продукция поступила в розничную сеть, необходимо было получить аккредитацию у местной администрации, то есть нужно было быть лояльным местным властям и нужно было соответствовать многочисленным требованиям. Такая система позволяла перекрыть доступ на рынок «лишним» компаниям, а также осуществлять над ними контроль, – отмечает директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка (СУАР) Вадим Дробиз. – Несмотря на то что, по словам Онищенко, речь идет о добровольной аккредитации, мне непонятно, почему в принципе Роспотребнадзор стал заниматься этим вопросом, ведь он находится в компетенции местных администраций».

Вызывают множество вопросов и новые требования об информировании потребителя о качестве и безопасности алкоголя – сейчас вся информация, которая требуется законодательством, наносится на продукцию. «Если же Роспотребнадзор примет новые требования, то производители в принципе смогут разместить на продукте новую информацию с помощью стикеров. Хотя это опять же потребует затрат», – считает Вадим Дробиз. По его словам, участники алкогольного рынка выступают только за ужесточения требований к качеству продукции, но «делаться это должно более последовательно».// Степан Самсонов

Газета.RU