07.08.2006

Сухой остаток. Стратегическое партнерство США и России закончилось



В конце минувшей недели госдепартамент США ввел санкции против российских госкомпаний "Рособоронэкспорт" и "Сухой" (см. субботний номер Ъ). Демонстративный жест госдепа вызван явным недовольством Вашингтона российской политикой, которая становится все более конфронтационной по отношению к Америке. Тем самым Белый дом перешел от критики Москвы к ее наказанию – санкции фактически означают конец эпохи декларируемого до последнего времени стратегического партнерства между Россией и США.


Иран пишем, Венесуэла в уме
Санкции в отношении ФГУП "Рособоронэкспорт" и ОАО "АХК 'Сухой'" (а также двух индийских, двух северокорейских и одной кубинской компаний) вступили в силу еще 28 июля. Однако официально объявили о них лишь в пятницу, когда постановление о санкциях было занесено в федеральный регистр США – ежедневную сводку новых федеральных законов и постановлений. Формальным основанием для этого шага стало нарушение этими компаниями американского закона шестилетней давности "О нераспространении в отношении Ирана", который запрещает сотрудничество с этой страной в сфере распространения оружия массового уничтожения (ОМУ). Отныне государственным корпорациям США в течение двух лет запрещается продавать "штрафникам" или закупать у них какие-либо товары, а частным американским фирмам – поставлять им продукцию военного или двойного назначения (см. ниже).

В субботу на санкции отреагировал российский МИД, назвавший их "беспочвенными" и "безосновательными". "В действительности это очередная неправомерная попытка заставить иностранные компании действовать на основе внутреннего американского порядка,– говорится в заявлении МИД РФ.– Санкции такого рода, которые США в одностороннем порядке применяют к другим странам и их компаниям, являются очевидным политическим и правовым анахронизмом, особенно когда такие шаги предпринимаются под надуманными предлогами".

Действительно, две российские госкомпании вряд ли можно обвинить в том, что они помогают Ирану разрабатывать ОМУ. По крайней мере заключенный в конце июля "Рособоронэкспортом" с министерством обороны Ирана контракт на ремонт и модернизацию 30 фронтовых бомбардировщиков Су-24 под такую статью явно не подпадает. Эти самолеты, поставленные Тегерану в начале 90-х годов, сложно отнести к средствам доставки ОМУ. Между тем именно этот контракт (на сумму $200 млн), исполнителем которого является компания "Сухой", и стал, по мнению российских оборонщиков, предлогом для введения санкций против российских фирм.

В этой связи в кругах, близких к российскому ВПК, высказывается мнение, что на самом деле Россию наказали за недавний контракт на поставку Венесуэле 24 истребителей Су-30, которые должны заменить находящиеся пока на вооружении Каракаса американские истребители F-16. Дело в том, что после введения Вашингтоном в мае этого года эмбарго на продажу Венесуэле американских вооружений и военных технологий, воздушные силы страны остались без запчастей, и в Каракасе рассудили, что лучше других опустевшую нишу способна заполнить Россия. Кроме того, в последнее время Россия заключила с Венесуэлой и другие масштабные контракты, например, на поставку в эту страну около 100 тыс. автоматов Калашникова и строительство в Венесуэле завода по их производству. Общая сумма всех сделок двух стран в военной области составила порядка $3 млрд, что сделало Москву крупнейшим поставщиком вооружений Каракасу. Вашингтон неоднократно просил Москву отказаться от этих сделок, однако эта просьба не была услышана.

Аналитики российских спецслужб предупреждали Кремль, что, поскольку закона о введении санкций за торговлю оружием с Венесуэлой нет, США для наказания России могут воспользоваться другим законом – за торговлю оружием с Ираном. По информации источника Ъ в силовых структурах, одна из российских спецслужб в аналитической записке, поданной президенту РФ Владимиру Путину около месяца назад, предупреждала о возможности такого развития событий.

Идею о надуманности иранской версии разделяют и в российском оборонном ведомстве. "Санкции, несомненно, стали реакцией США на прорыв России на венесуэльском рынке вооружений",– заявили Ъ в российском Минобороны.


Компании ни при чем
Однако главная причина, побудившая США перейти от критики Москвы к ее наказанию, находится, скорее всего, куда глубже. Речь, похоже, идет не о раздражении США конкретным поступком России, а общим недовольством ее курсом, проводимым в последнее время.

Введенные госдепом меры – это не просто наказание каких-то российских компаний. Американские санкции против госкомпаний, каковыми являются "Рособоронэкспорт" и "Сухой", это косвенный удар США по российской государственной власти и выражение отношения к ее внешней политике. Помимо всего прочего американцы не могли не знать, что "Рособоронэкспорт" возглавляет личный друг Владимира Путина Сергей Чемезов. Стало быть, наказание его ведомства – это еще и сознательный укол российскому президенту.

Военные контракты с Венесуэлой – лишь один из фактов явного ухудшения отношений между Москвой и Вашингтоном, которое стало особенно очевидным после вильнюсской речи вице-президента США Дика Чейни в начале мая. Он резко раскритиковал политику Кремля, обозначив растущее раздражение администрации США внешнеполитическим курсом России, прежде всего ее позицией по Ирану и ближневосточным проблемам.

Москва вначале не старалась скрыть раздражения. Вице-президенту США резко ответил президент РФ, сравнив США с "волком из известной сказки, который все кушает и никого не слушает". Сочтя, что достойный ответ Вашингтону дан, Москва затем несколько смягчила тон, а в преддверии саммита G8 в Санкт-Петербурге вообще перешла на оптимистические ноты – ожидалось, что личная встреча мировых лидеров и прежде всего переговоры с глазу на глаз Владимира Путина и Джорджа Буша сгладят большинство противоречий между Россией и США. Свидетельством примирения должно было стать согласие США на вступление России в ВТО.

Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Документ по ВТО на саммите в Санкт-Петербурге подписан не был. Переговорщики заявили, что практически все технические вопросы решены и дело, мол, за политическим решением. И они не лукавили. Неподписание документа по ВТО стало свидетельством того, что США и Россия не договорились именно по политическим вопросам. А провал российско-американского саммита означал не просто стагнацию в отношениях между двумя странами – началась их явная деградация.

Вскоре после саммита в Москву прибыл президент Венесуэлы Уго Чавес, не скупившийся на резкие антиамериканские высказывания в присутствии высокопоставленных российских политиков. Затем последовал контракт "Рособоронэкспорта" с Ираном на ремонт и модернизацию Су-24. Одновременно Россия все более настойчиво высказывала свою позицию по ливано-израильскому конфликту, явно не совпадающую с линией США. Раздражение сторон нарастало и распространялось на все новые сферы. На прошлой неделе министр энергетики США Сэм Бодман, не особо выбирая слова, выразил недоумение по поводу затягивания Россией решения по Штокмановскому месторождению, на разработку которого претендуют американские компании. Руководство российского газового гиганта "Газпром" ответило в том же тоне: мол, это наше месторождение и мы сами решим, кому и когда его разрабатывать.


Что дальше
Говоря футбольным языком, американцы перевели мяч на российскую половину поля и теперь ждут реакции России. Субботнее заявление МИДа – это явно не последнее слово Москвы. Оно не позволяет сделать вывод о том, как отреагирует Кремль на американский выпад: попытается минимизировать ущерб в двусторонних отношениях и воздержится от ответных мер либо начнет откровенно мстить.

Помимо судьбы переговоров по Штокмановскому месторождению лакмусовой бумажкой может стать и решение России по закупке "Аэрофлотом" 22 дальнемагистральных самолетов на сумму до $3 млрд. Сначала компания склонялась в пользу покупки самолетов Boeing 787, однако в последнее время "Аэрофлот" стал благоволить европейским Airbus A350. Как рассказал вчера Ъ источник, знакомый с планами Boeing и "Аэрофлота", на этой неделе в Москве ожидали приезда президента Boeing Джеймса Макнирни или кого-то из его первых замов. Стороны должны были сделать заявление о принципиальном решении "Аэрофлота" приобрести в качестве дальнемагистрального самолета Boeing 787. Как пояснил собеседник Ъ, перевозчик намерен купить не все 22 необходимые ему машины, а только часть. Окончательный выбор должен быть сделан в конце августа, однако вчера в компании не смогли подтвердить эти сроки и официально отказались комментировать информацию о влиянии санкций госдепа США на решение о выборе поставщика самолетов. Впрочем, если "Аэрофлот" в ближайшее время не определится, то сроки поставки Boeing могут сдвинуться с 2010 на 2012 год – на самолеты, зарезервированные под "Аэрофлот", есть другие покупатели. Как сообщили вчера Ъ в компании, окончательный выбор поставщика будет зависеть от "решения акционеров, которые должны будут учесть все факторы".

Не исключено, что одним из таких факторов, который главный акционер авиаперевозчика – российское государство – обязательно учтет, станут как раз американские санкции в отношении "Рособоронэкспорта" и "Сухого". Срыв сделки с Boeing будет означать, что Кремль дал отмашку дальнейшей конфронтации с США.

НАТАЛИЯ Ъ-ПОРТЯКОВА, КОНСТАНТИН Ъ-ЛАНТРАТОВ, ИВАН Ъ-САФРОНОВ, СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН, АЛЕКСАНДРА Ъ-ГРИЦКОВА, МАРИЯ Ъ-ЧЕРКАСОВА



Под какие ограничения попали "Рособоронэкспорт" и "Сухой"

1. Ни одно министерство или агентство правительства США не может поставлять вышеперечисленным зарубежным сторонам ("Рособоронэкспорт", компания "Сухой", их правопреемники, подразделения или дочерние структуры.–Ъ) или заключать контракт на поставку от них любых товаров, технологий или услуг.

2. Ни одно министерство или агентство правительства США не может оказывать поддержку этим зарубежным сторонам, а эти стороны не могут принимать участие в любой проводимой правительством США программе оказания поддержки.

3. Правительство США не может продавать указанным зарубежным сторонам ничего из того, что входит в список вооружений (по состоянию на 8 августа 1995 года). Прекращается любая продажа этим сторонам предметов военного снабжения, услуг военного назначения или любых конструкторских и строительных услуг, перечисленных в Законе о контроле над экспортом вооружений.

4. Не будут предоставляться никакие новые индивидуальные лицензии на передачу указанным зарубежным сторонам предметов, экспорт которых регулируется Законом о контроле над экспортом 1979 года или Положениями о контроле над экспортом. Действие уже существующих подобных лицензий приостанавливается.

Все эти меры претворяются в жизнь соответствующими министерствами и агентствами правительства США и будут действовать в течение двух лет с момента принятия, если государственный департамент впоследствии не примет другого решения. Новое решение будет приниматься, если обстоятельства изменятся таким образом, что необходимо будет продлить санкции.

Цитата из официального извещения бюро по международной безопасности и нераспространению государственного департамента США #5483 от 31 июля 2006 года.




Как США вводили санкции против российских компаний

13 мая 1992 года США ввели санкции против госорганизации "Главкосмос", которая заключила контракт на $400 млн о продаже Индии ракетных двигателей. В августе 1995 года санкции сняты после перезаключения индийского контракта на новых условиях (продажа готовых двигателей без передачи технологий). В итоге сумма сделки уменьшилась до $220 млн.

23 июля 1998 года Иран провел первое испытание баллистической ракеты. В ответ США ввели санкции против российских Балтийского государственного технического университета (обучал иранских студентов), компаний "Европалас-2000" (посредник при поставках технологий в Иран), "Главкосмос" (посредник при заключении ракетных контрактов), НИИ "Графит" (поставлял Ирану базальтовое волокно), научно-производственного центра ИНОР (поставлял спецсплавы), компании МОСО (осуществляла транспортировку спецсплавов) и научно-производственной ассоциации "Полюс" (поставляла в Иран лазерные гироскопы). В январе 1999 года список пополнили Московский авиационный институт, Российский химико-технологический университет им. Менделеева (обучали иранских студентов) и Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники (НИКИЭТ, обвинялся в сотрудничестве в области производства тяжелой воды). В апреле 2000 года санкции сняли с ИНОРа и "Полюса", в марте 2004 года – с "Графита", НИКИЭТа, "Европаласа-2000" и МОСО. По данным СМИ, финансовых потерь компании и вузы не понесли, так как не имели деловых отношений с США.

2 апреля 1999 года США ввели санкции против Тульского конструкторского бюро приборостроения, Климовского центрального научно-исследовательского института точного машиностроения (ЦНИИТочмаш) и Вольского механического завода за поставку Сирии противотанковых ракетных комплексов "Корнет-Э" и "Метис-М". С ЦНИИТочмаша и Вольского мехзавода санкции сняты 1 апреля 2004 года, с КБ приборостроения – 29 сентября. Финансовых потерь компании не понесли.

3 апреля 2004 года США ввели санкции против ФГУП "Омское моторостроительное предприятие имени Баранова". По мнению госдепартамента, компания поставила в Иран оборудование и технологии, которые могли использоваться в производстве оружия массового поражения. На самом предприятии опровергли эти сведения. Срок действия санкций истек 31 марта 2006 года. Компания финансовых потерь не понесла.

15 июля 2004 года США ввели санкции против федерального научно-производственного центра "Алтай", обвинив его в нарушении режима нераспространения ракетных технологий. Какой стране передавались технологии, не сообщалось. Срок действия санкций истекает в ноябре 2006 года.

23 сентября 2004 года США объявили о введении санкций против 12 компаний из разных стран мира за поставку в Иран военных технологий и оборудования двойного назначения. В их числе оказалась российская Khazra Trading, которая обвинялась в продаже Тегерану оружия и ракетных технологий. Санкции действуют до 23 сентября 2006 года.




Как мы ответим Америке?

Юрий Елисеев, генеральный директор ФГУП ММПП "Салют":

– Сделаем из России могучую и сильную страну, потому что богатого и сильного всегда будут уважать. Такие действия со стороны американцев лишний раз напоминают, что мир стал однополярен. Сам факт, что санкции выдвинуты согласно внутренним законам США, заставляет задуматься о правомерности таких действий. Так как мы сотрудничаем с КБ "Сухой", то я могу уверенно сказать, что никаких контактов с Ираном у них не было. Сомневаюсь, что "Рособоронэкспорт" мог совершить действия, противоречащие международным нормам.

Георгий Шпак, губернатор Рязанской области, бывший командующий ВДВ:

– Пренебрежительным отношением к этим хамам. Это несправедливый, популистский шаг. Считаю, что Америка неправильно действует. Возмутительно, что наши компании шесть лет не ведут торговлю ни с одной из стран, указанных в черных списках, а против нее вводят санкции. Мировому жандарму плюсов это не прибавит, а минусов у них и так уже достаточно.


Анатолий Долголаптев, президент Лиги оборонных предприятий:

– А зачем ей отвечать? Госдеп устроил бурю в стакане воды, пусть сам и топит себя в этом стакане. В российском ВПК сохранены лучшие технологии мирового уровня, а никакие контракты с Америкой ничему, кроме деградации, не способствуют. Марк Твен как-то сказал: любая информация, кроме некролога, помогает развитию. "Сухому" и "Рособоронэкспорту", насколько я понимаю, некролог в обозримом будущем не понадобится. Так что большое спасибо госдепу за раскрутку наших компаний.


Леонид Слуцкий, первый зампред комитета Госдумы по международным делам (ЛДПР):

– США снова показали излюбленный прием. Они вновь заставляют принять мировое сообщество американский вариант развития событий. Обмениваться выпадами не стоит, и не потому, что они сильнее, а мы слабее. Просто ответ может ухудшить наши шансы влиять на ближневосточную ситуацию. Эту проблему надо решать путем мягкой дипломатии, а не жесткой, которую показывают США.


Анатолий Карачинский, президент компании IBS:

– Они сделали глупость. И любой ответ на нее будет еще большей глупостью. Зато мы докажем, что Россия более капиталистическая страна, чем США. Кстати, американцы, с которыми я обсуждал этот вопрос, соглашаются со мной и говорят, что поведение руководства их страны бессмысленно. Эти санкции мало на что влияют. Если вникнуть в их содержание, то смысл будет такой, что Россия не может продать Америке водородную бомбу. А мстят они нам за Венесуэлу.


Валерий Драганов, председатель комитета Госдумы по экономполитике ("Единая Россия"):

– Никак не отвечать, поскольку их претензии абсолютно безосновательны. Мы это уже проходили, когда несколько лет назад они предъявляли претензии к нашим НПО в незаконных передачах оборудования и документации. В последнее время в заявлениях американских политиков вообще мало логики. И я думаю, а не завидуют ли США тому, как мы успешно продвигаемся сейчас на рынке вооружений, или тому, насколько удачно мы провели сложнейшую операцию в Ливане по эвакуации. В любом случае отвечать не надо.




КоммерсантЪ