27.07.2006

Акцизы фильтруют ассортимент. Утверждены новые ставки табачного акциза, которые повышают его на сигареты без фильтра на 40%



Вчера президент Владимир Путин утвердил новые ставки табачного акциза, которые повышают его на сигареты без фильтра на 40%. Первые производители "бесфильтровки" уже начали диверсифицироваться. Как стало известно "Бизнесу", один из крупнейших производителей таких сигарет Погарская сигаретно-сигарная фабрика (ПССФ) начала производить кальянный табак и табак для самокруток.
О том, что ПССФ запускает производство кальянного табака и табака для самокруток (RYO- roll your own), "Бизнесу" рассказал директор по продажам фабрики Константин Бейлин.
"Развивать нишевые направления мы решили давно (ПССФ уже производит сигары и сигариллы.- "Бизнес") и с каждым днем убеждаемся в правильности решения. Наше производство сигарет без фильтра сохраняется на уровне прошлого года, однако в долгосрочной перспективе рынок ждет падение, которое коснется всех производителей овальных сигарет",- объясняет Бейлин. А чуть меньше месяца назад гендиректор ПССФ Игорь Моисеев рассказывал корреспонденту "Бизнеса" о намерении развивать нишевые табачные продукты, объясняя это высокими акцизными ставками на сигареты без фильтра, которые вводятся с 2007 года. Напомним, утвержденные вчера президентом акцизные ставки на сигареты без фильтра составляют 45 руб. за тысячу сигарет плюс 5% от расчетной цены, высчитываемой от максимальной розничной цены (МРЦ), которую производители будут указывать на пачках.
При этом сумма акциза должна быть не меньше 60 руб. По оценке экспертов, итоговый рост ставок на "бесфильтровку" составит около 40%.
Продавать новые категории в ПССФ планируют через специализированную розницу и собственную дилерскую сеть.
По оценкам Бейлина, рынок кальянных табаков составляет сейчас примерно 30 тонн в год, его существенную часть составляет контрафакт. В первый год продаж этой продукции ПССФ намерена занять 2-3% рынка, а затем увеличить долю до 5-7%.
Рынок RYO Бейлин называет "весьма небольшим". Но по аналогии с западными рынками и в связи с ростом акцизов на сигареты рынок будет набирать обороты, уверен он.
Эксперты говорят, что экспансии ПССФ на рынок кальянного табака поможет и введение акцизных ставокна этот вид табака с 2007 года. "Новый закон существенно облегчит жизнь легальным производителям кальянного табака, пока 40-80% рынка занимает контрафакт из арабских стран",- говорит директор по маркетингу компании "Элит табак" (производит кальянный табак под маркой "Шиша") Евгений Фетисов. Он считает действия ПССФ логичными: "Развиваться на сигаретном рынке все сложнее, конкурировать с рекламными бюджетами транснациональных компаний невозможно. Поэтому небольшим производителям приходится искать новые ниши".
Глава информагентства "Русский табак" Максим Королев считает перспективным и рынок RYO: "Местных конкурентов нет, существуют единичные импортеры такой продукции, но, учитывая таможенные пошлины, их продукция не сможет конкурировать по ценам с отечественной".
По оценке аналитика ИК "Финам" Ольги Самарец, основным каналом сбыта кальянного табака в России являются специализированные рестораны: их годовой оборот составляет около 22,5 тонны, из которых 17,5 тонны приходится на Москву. Однако сотрудники опрошенных "Бизнесом" кальянных ресторанов осторожно комментируют выход ПССФ в этот сегмент. "Если табак будет качественный, нас сможет заинтересовать это предложение",- признается попросивший об анонимности управляющий ресторана "Великий султан". С ним согласен замгендиректора ресторана "Нконг" Сергей Чижов. Он говорит, что сейчас его заведение закупает табаки из ОАЭ, Дании, Египта и Иордании, а на продукцию ПССФ может перейти, если "качество будет сопоставимым с товаром других наших поставщиков". Чижов отмечает рост продаж кальянного табака: "За год в "Нконг" продажи кальянов выросли на 200%: сейчас их заказывает каждый третий стол, год назад- каждый седьмой".

АЛЕКСАНДР ДЕМЧУК

Деловая газета "Бизнес"