06.07.2006

Покупаем, как заведенные. Почти половина россиян совершают покупки под влиянием мощного рекламного давления



Рекламу наши соотечественники не любят, не верят ей, считают надувательством. Однако при этом практически каждый второй время от времени ловит себя на том, что покупает именно то, что рекламируют. Таков основной итог последнего исследования, проведенного холдингом ROMIR Monitoring. Как отмечают социологи, более позитивно к рекламе относится образованное население крупных городов, тогда как у селян она вызывает в основном отрицательные эмоции.

В ходе опроса социологи выяснили, что по сравнению с февралем доля негативно настроенных к рекламе россиян уменьшилась на 6%. Тем не менее она очень велика – три четверти всех опрошенных. Положительно коммерческую пропаганду оценивают 25% респондентов, причем в этой категории явно преобладает доля молодежи в возрасте от 18 до 24 лет. Ничего не имеют против рекламы и образованные россияне, воспринимая, в частности, телевизионные паузы как неизбежный фактор благополучной экономики. А вот пенсионеры и жители сельской местности, похоже, не желают отдавать дань времени, их реклама раздражает больше всего.

Социологи также попытались выяснить уровень доверия к демонстрируемым в рекламе товарам и услугам. Как оказалось, лишь каждый пятый россиянин уверен, что обманывать его никто не собирается, тогда как подавляющее большинство опрошенных (73%) придерживаются диаметрально противоположного мнения. Особенно активно его высказывают люди старшего поколения и женщины. Как свидетельствуют аналитики, уровень недоверия к рекламе растет год от года.

Впрочем, это, как это ни парадоксально, почти не сказывается на способности рекламы воздействовать на потребительское сознание. 46% россиян хотя бы раз совершали покупки на основе увиденной или услышанной рекламной информации. Под плотным рекламным колпаком находятся прежде всего жители городов-миллионников, которые в большей, чем наши другие соотечественники, степени готовы приобретать раскрученный товар. Молодежь в сугубо экспериментальных целях также не прочь попробовать рекламируемый продукт, как и образованные люди старшего поколения.

Социолога, академика РАЕН Фридриха Бородкина, к которому «НИ» обратились за комментарием, мы застали сидящим за монитором компьютера в поисках адреса компании, реализующей фильтры для воды. Специалист сильно удивился, узнав, что почти половина россиян совершают покупки именно таким способом. «Ерунда это все, реклама просто так надоедает людям, что у них уже не остается другого выхода, как пойти купить этот товар, чтобы хотя бы знать, за что страдаем, – пояснил он. – В то, что снижается количество негативно настроенных к рекламе россиян, также с трудом верится, ведь почти каждый хотя бы раз сталкивался с некачественным, однако вовсю рекламируемым продуктом. И здесь даже нельзя уповать на принятый закон об ограничении рекламы, поскольку он прошел почти незаметно и большая часть аудитории о нем попросту не знает». По словам ученого, отмеченные аналитиками изменения – это лишь сезонные колебания российского настроения.// АЛЕКСЕЙ КИЛИЧЕВ

Новые Известия