24.04.2006

Летайте только самолетами "Аэрофлота"

<

Росимущество обнародовало свой вариант укрупнения российских авиакомпаний: агентство предлагает внести все госпакеты акций авиаперевозчиков в уставный капитал "Аэрофлота". Участники рынка уверены, что такой подход может навредить и "Аэрофлоту", и конкуренции на рынке авиаперевозок.
На сегодняшний день государство владеет долями в 61-й российской авиакомпании. Ему, в частности, принадлежат 51% акций "Аэрофлота", 25,5% авиакомпании "Сибирь", 51% ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии"", ФГУП "Пулково", ФГУП "Дальавиа", ГТК "Россия" и др.
Как уже писал "Бизнес", Минтранс планирует в этом году начать укрупнение авиакомпаний. Теперь свою позицию по этому вопросу сформулировало Росимущество, сообщила пресс-служба Минтранса. Оптимальным решением агентство считает консолидацию всех государственных активов путем их внесения в уставный капитал "Аэрофлота". Укрупненный национальный перевозчик сможет поддержать российский авиапром. Проект предполагает консолидацию в федеральной собственности пакета акций ОАО "Аэрофлот", составляющего не менее 75% уставного капитала.
Сейчас около 30% акций "Аэрофлота" контролирует Национальная резервная корпорация (НРК). Таким образом, в результате предложенных Росимуществом мер в первую очередь будет размыт пакет НРК.
Естественно, что совладелец НРК, депутат Госдумы Александр Лебедев считает предложение Росимущества "возмутительным". По его словам, ряд государственных авиакомпаний необходимо вообще закрыть, списав устаревшую технику и прекратив полеты себе в убыток. "Вносить их в "Аэрофлот" да еще и делать искусственные оценки - это попахивает экспроприацией",- говорит Лебедев. НРК готова пойти на некоторое уменьшение своего пакета, но лишь в том случае, если к "Аэрофлоту" будут присоединять полезные активы. "В противном случае мы для пользы "Аэрофлота" поменяем свою позицию и не пойдем на уменьшение",- заявляет он.
Лебедев напомнил также, что ряд авиакомпаний, в том числе "Сибирь" и KrasAir, развивал частный сектор, а не государство. Присоединять эти активы к "Аэрофлоту" просто неэтично.
"Я не понимаю, как передавать "Аэрофлоту" акции компаний-конкурентов",- недоумевает генеральный директор агентства Infomost Борис Рыбак. По мнению аналитика ИК "Файненшл Бридж" Ольги Шкред, можно предложить акционерам компаний выкупить госпакет. Впрочем, источник, близкий к руководству "Сибири", отметил, что такое предложение едва ли найдет отклик у владельцев. Частные акционеры к возможной покупке относятся спокойно, поскольку размер пакета акций, находящихся в их собственности, и так позволяет осуществлять оперативный контроль над компанией.
Нет гарантий, что от консолидации по предложенной Росимуществом модели не пострадает и сам "Аэрофлот". Ранее национальный перевозчик сообщал о своей заинтересованности в получении контроля над "Дальавиа" и "Владивостокавиа". Однако теперь компания скопом может получить и менее привлекательные активы. По мнению Ольги Шкред, в долгосрочной перспективе объединение - плюс для "Аэрофлота", но на первом этапе это может не лучшим образом сказаться на показателях эффективности.
Другой вариант объединения, предложенный Минтрансу "Владивостокавиа", предусматривает создание специальной компании по управлению активами по примеру Объединенной авиастроительной корпорации со 100-процентной долей государства. Новая компания должна заняться социально значимыми перевозками, в первую очередь региональными и местными. br>
АННА БАЖИНА

Деловая газета "Бизнес"