19.04.2006

Телелидеры c Ариной Бородиной



По предварительным данным TNS Gallup Media, расстановка сил на телевизионном рынке остается прежней. Лидером недели по стране и в Москве остался "Первый канал": объем его среднесуточной доли по стране составляет 21,5%, в столице – 19,8%. Канал "Россия" по-прежнему второй по стране (доля 18,3%) и третий в Москве (15,8%). НТВ в столице снизил свои показатели до 16,2%, но это все равно выше, чем у "России". По стране НТВ замыкает тройку лидеров с долей 15,3%.

"Первый канал" на минувшей неделе представил на суд зрителей несколько громких телепремьер высокого качества. Канал не только продемонстрировал отменный вкус и удачную стилистику телевизионного программирования, но и в очередной раз доказал, что именно на "Первом" умеют работать с экспериментальным продуктом и сделать так, чтобы он стал востребованным и у элитарного, и у массового зрителя. Все самые заметные премьеры на "Первом" были посвящены Дню космонавтики – одной из самых почитаемых в стране праздничных дат, которая в этом году еще оказалась и юбилейной: полету в космос Юрия Гагарина исполнилось 45 лет.

10 апреля "Первый канал" запустил мировую премьеру масштабного проекта "Битва за космос" в пока еще редком для отечественного телевидения жанре художественно-документального мини-сериала. В производстве сериала участвовали сразу четыре телекомпании: британская BBC, российский "Первый канал", американская National Geographic и немецкая NDR. Основной вклад внесли Великобритания и Россия: англичане писали сценарий, режиссером был Крис Спенсер, главные роли основных действующих лиц (Сергея Королева и его вечного американского соперника Вернера фон Брауна) ярко сыграли Стив Николсон и Джон Уорнаби. Британские актеры сыграли в "Битве за космос" и таких исторических персонажей, как Никита Хрущев и Юрий Гагарин. Продюсировали проект от "Первого канала"Константин Эрнст и Олег Вольнов, от ВВС – Дебби Кетбери.

"Битва за космос" может войти в телевизионную историю сразу по нескольким причинам. На российском экране еще ни разу не показывали такой масштабный как с художественной, научно-популярной, так и технологической точки зрения проект, в котором Россия участвовала бы как равноценный и, более того, основной партнер крупнейших западных телепроизводителей. В августе прошлого года тот же "Первый" уже показывал документальную драму, фильм-реконструкцию "Хиросима" производства BBC. Но тогда "Первый канал" лишь участвовал в рамках общей акции, предоставив свой эфир для показа мировой премьеры этого фильма для российской аудитории. "Битва за космос" – иной случай. В основе фильма исторические события, напрямую касающиеся нашей истории: острейшая конкуренция СССР и США в деле освоения космоса. Причем конкуренция не только научная, отражением которой стала работа советских научных умов в области ракетостроения, но и политическая, в борьбе за звание мировой супердержавы. Кроме того, с помощью современных компьютерных технологий, архивных научных документов, редких исторических кадров, которые очень эффектно вплетены в общую художественную ткань фильма, благодаря интересной актерской игре, работе сценаристов и режиссеров получился очень динамичный и захватывающий фильм-эпопея, эффект от которого не смазан даже некоторыми незначительными неточностями в судьбах героев и самой страны и достаточно типичной для западного производителя путаницей в деталях советского быта и общественно-политических реалий. Но при этом общая тональность "Битвы за космос" в отношении советской космической науки и первых космонавтов была весьма уважительной. Более того, фильм открыл для широкой аудитории и непопулярные страницы истории освоения космоса, о которых в СССР, да и в нынешней России, особенно не говорили, поскольку рассказывать о победах в космосе американцев (особенно в лунной гонке) и их "главного конструктора" Вернера фон Брауна было не принято.

Четырехсерийный фильм "Битва за космос" "Первый канал" все-таки рискнул поставить не после полуночи, как это бывает с большинством его интеллектуальных проектов, а в позднем прайме – в 22.30. Это пограничное время, которое все-таки захватывает и массовый зритель. И эта часть зрителей, особенно москвичи, активно встретила премьеру. Первая серия вошла в столичный Топ-10 с долей более 32% (по стране 31%). Причем интерес зрителей был абсолютно адресный и превышал даже показатели праймового сериала "Заколдованный участок" (средняя доля 25-27%), рассчитанного исключительно на широкие народные массы. Затем динамика "Битвы за космос" несколько снизилась – скорее всего, сказалась интеллектуальная содержательность фильма,– но цифры для такого проекта все равно оказались высокими не только в Москве, но и по стране в целом. Средняя доля в столице – 27% при рейтинге 9%, по стране – 25% при рейтинге выше 7%. Эти цифры подтверждают, что состав зрительской аудитории "Битвы за космос" оказался смешанным и за счет тех, кто смотрит развлекательное телевидение, и тех, кто вообще редко включает телевизор.

Впрочем, кроме "Битвы за космос" в начале недели "Первый" устроил еще и сдвоенный показ художественных фильмов, но уже рассчитанных скорее исключительно на специальную аудиторию. Во вторник в полночь, сразу после окончания первой серии "Битвы за космос", "Первый" поставил премьеру фильма Стивена Содерберга "Солярис" с Джорджем Клуни в главной роли, который вышел в прокат в 2002 году и считается своеобразным ремейком одноименной знаменитой картины Андрея Тарковского. Показ был посвящен памяти недавно ушедшего из жизни писателя Станислава Лема, чей роман лег в основу фильма, но, конечно, сыграла свою роль и космическая тема "Соляриса". А в полночь в среду канал показал "Солярис" Андрея Тарковского. Стоит сказать, что премьера Стивена Содерберга, несмотря на позднее время, собрала очень высокие цифры, и опять же не только в столице, но и по всей стране. Доля американского "Соляриса" составила 22%. Для полуночного фильма, адресованного скорее ценителям и знатокам, чем любителям массового кино, это очень высокие цифры.

Ну а самой эффектной точкой космической темы на "Первом канале" была очередная "Премьера со зрителями" – формат, который, судя по рейтингам, все больше и больше набирает популярность у зрителя. В рамках "Премьеры со зрителями" "Первый" показывал уже несколько статусных российских фильмов последних лет. Одним из последних был "Гарпастум" Алексея Германа-младшего. Примечательной деталью "Премьеры со зрителями" становится не только интерес аудитории к самому фильму, показанному в рамках этого формата, но и его последующее обсуждение в студии со зрителями. Дискуссия в телеэфире, представляющая разные точки зрения на обсуждаемый фильм, как правило, по рейтингам всегда выше, чем сама премьера. Так было с "Гарпастумом", чьи рейтинги в силу особого жанра были невысоки, зато встречу со съемочной группой фильма и теми, кто его обсуждал, смотрело вдвое больше телезрителей. На этот раз в рамках "Премьеры со зрителями" состоялась мировая телепремьера одного из самых необычных российских фильмов – "Первые на Луне" Алексея Федорченко. На последнем Венецианском кинофестивале этот фильм был отмечен и публикой, и жюри, получил одну из наград, а затем был лауреатом нескольких международных и российских кинофестивалей. Фильм-мистификация, оригинальная и очень смелая не только с кинематографической, но и с идеологической точки зрения работа всей творческой группы, рассказывает о том, что якобы в 1938 году советские ученые запустили на Луну космический корабль с первым отечественным астронавтом. Монтаж советских архивных кадров с художественной съемкой, пронизанный особым стилем и юмором, создает эффект присутствия героев в том времени и приближает историю тех дней к современности.

Рейтинги фильма "Первые на Луне", который "Первый канал" поставил в эфир пятницы около полуночи, оказались неожиданно высокими для столь специфического жанра. Причем по стране, где зритель, как принято считать, менее искушенный, доля фильма составила 23%, а в Москве более 21%. Это самые высокие показатели доли аудитории из всех фильмов уикенда по стране, включая праймовые отечественные премьеры, показанные и "Первым", и "Россией" воскресным вечером. Но еще более впечатляющими выглядят показатели дискуссии, посвященной фильму "Первые на Луне", которая длилась около часа и закончилась около двух часов ночи. Процент зрителей канала к ее началу вырос и составил более 24%. Такие цифры в это время суток для дискуссионного формата – абсолютный рекорд. Причем само обсуждение было не менее острым, провокационным и запоминающимся, чем сам фильм.

Высокие рейтинги "Премьеры со зрителями" вновь наглядно демонстрируют успех этого формата у аудитории и опровергают излюбленный тезис нынешних теленачальников, в том числе на том же "Первом", о невостребованности дискуссии на телеэкране. Фильм "Первые на Луне" и его обсуждение очень изысканно закольцевали тему космоса в нашей истории, которую не менее всесторонне, чем сама дискуссия, представил в своем эфире на неделе "Первый канал". А возможность познакомиться с такой смелой и штучной работой, как фильм "Первые на Луне", которую "Первый канал" предоставил многомиллионной российской аудитории, заслуживает отдельной благодарности. Канал тем самым в очередной раз доказал свою особую политику в области продвижения качественного кино на телевидении. Жаль только, что такой объем разножанрового интеллектуального телепродукта, как на минувшей неделе, на "Первом канале" бывает редко. А безусловное лидерство "Первого" в телевизионной эстетике все чаще и чаще размывается откровенной государственной пропагандой в информационных программах и "желтой" тематикой во многих документальных и развлекательных проектах.




Десять самых популярных проектов у московской аудитории

Место
проекта в
рейтинге
(место
проекта на
предыдущей
неделе)*

Название проекта

Канал

Дата
эфира

Рейтинг
(%)**

Доля
(%)***
1 (7)"Программа 'Максимум'"НТВ15.041332,9
2(4)Сериал "Не родись красивой"СТС10.0412,431,9
3 (–)"Опасные гастроли". Фильм
Вадима Такменева из цикла
"Профессия – репортер"
НТВ15.0412,132,8
4 (1)"Чистосердечное признание"НТВ16.0411,429,2
5 (–)"Битва за космос"."Первый10.0410,632,2
Художественно-документальный
сериал
канал"
6(–)Сериал "Заколдованный"Первый10.0410,425,8
участок"канал"
7 (–)"Политическая кухня". Фильм
Вячеслава Грунского из цикла
"Специальный корреспондент"
"Россия"16.0410,223,5
8 (–)"Время""Первый
канал"
13.049,723,9
9 (–)"Воскресное 'Время'" с Петром"Первый16.049,120,8
Толстымканал"
10 (10)Сериал "Улицы разбитых
фонарей-7"
НТВ11.048,722,8




Десять самых популярных проектов у российской аудитории

Место
проекта в
рейтинге
(место
проекта на
предыдущей
неделе)*

Название проекта

Канал

Дата
эфира

Рейтинг
(%)**

Доля
(%)***
1 (1)"Чистосердечное признание"НТВ16.0412,530,1
2 (3)Сериал "Не родись красивой"СТС11.0412,128,4
3 (–)"Политическая кухня". Фильм
Вячеслава Грунского из цикла
"Специальный корреспондент"
"Россия"16.041227,5
4 (4)Сериал "Заколдованный"Первый10.0411,327,5
участок"канал"
5 (7)"Программа 'Максимум'"НТВ15.0411,127,9
6 (2)"Чрезвычайное происшествие".
Обзор за неделю
НТВ16.0410,925,3
7 (9)"Время""Первый
канал"
10.0410,824,1
8 (–)"Юрмала-2005". Международный
фестиваль юмора
"Россия"14.049,523,8
9 (–)"Большие гонки""Первый
канал"
15.049,423,9
10 (–)"Фабрика звезд-6""Первый
канал"
15.049,423,8


КоммерсантЪ