19.04.2006

Пальто не надо. Легкая промышленность учится подстраиваться под вкусы покупателей



Лежащий на боку российский легпром еще не вышел из кризиса, но подает признаки жизни. В I квартале 2006 года по сравнению с тем же периодом прошлого года выросло производство целого ряда товаров. Лидеры роста – костюмы, чулочно-носочные изделия и брюки. При этом значительно меньше стали шить, например, пальто. Эксперты объяснили «НИ», почему все это происходит.

По данным Росстата, в первом квартале 2006 года больше всего выросло производство костюмов – на 32,5% (1,6 млн. штук). Вторыми по показателям роста оказались чулочно-носочные изделия – 24,2% (64,4 млн. пар). Производство брюк заняло третье место в этом списке, увеличившись на 16,7% – до 3,8 млн. штук. Обуви в России стали шить тоже заметно больше – 11,2 млн. пар, это на 11,6% больше, чем за три первых месяца прошлого года.

По остальным видам товаров картина не такая радужная. Больше всего пострадало производство осенне-весенней верхней одежды. Рекордсменом по снижению стали пальто и полупальто – их пошив снизился на 14,9% – до 281 тыс. штук. Производство плащей упало не так сильно – всего на 1,5%, но снижаться дальше, оно, судя по всему и не могло: от дождя и ветра наш легпром способен защитить лишь 33,4 тыс. россиян в квартал.

С чем связаны изменения в пошиве отечественной одежды, «Новым Известиям» объяснил советник президента Рослегпрома по экономическим вопросам Юрий Жуков. «Производство пальто и полупальто падают уже с 2001 года, – рассказал он. – Здесь не надо искать каких-то таинственных причин. Главный фактор обывательский: эти виды одежды просто перестали носить. Пальто все чаще заменяют на куртки. Мы даже по импорту не закупаем пальто. И плащей делаем очень мало».

Зато ситуация на рынке костюмов мало подвержена веяниям моды и движима в основном экономическими факторами. «Рост производства костюмов начался еще в августе прошлого года, и каждый месяц выпуск увеличивался», – говорит г-н Жуков, Специалист высказал предположение, что сыграл свою роль ряд судебных дел по контрабанде товаров легкой промышленности. Помогло нашим швейникам и ужесточение таможенных ограничений: «НИ» уже писали, что теперь можно ввозить из-за рубежа только 35 кг веса и лишь раз в месяц. В итоге, по версии г-на Жукова, упал завоз товаров челноками. Все это, по словам эксперта, и повлияло на рост выпуска отечественной продукции, в том числе и костюмов. К тому же, как он утверждает, производственники помнят, что приближаются школьные выпускные балы – это всегда подстегивает спрос на костюмы. В последнее время стали шить много школьной формы.

Вместе с тем конкурировать с иностранными производителями по-прежнему сложно. «Мы везем одежду отовсюду. Италия, Франция – с ними конкурировать сложно, они ведь законодатели мод, и качество у них высокое», – признает Юрий Жуков. К тому же, как он утверждает, в большинстве случаев работает не столько качество, сколько известный бренд. «При той же самой крепости швов, как у нашего костюма, иностранный будет более популярен. Конечно, многое зависит от категории покупателей. Мне лично бренд не важен. Но тот, кому это важно, никогда не купит наш товар», – рассказывает специалист.

По словам члена комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Геннадия Селезнева, российская легкая промышленность все еще переживает кризис, и дело здесь отчасти в том, что она не ищет своего покупателя. «Сейчас много иностранной продукции, которая людям просто не по карману. Я же, например, знаю фабрику одежды в Санкт-Петербурге, где шьют одежду на любой карман. Хороший костюм стоит порядка 15 тыс. руб., а такой же иностранный можно купить за 35 тыс.», – рассказал «НИ» экс-спикер российского парламента. Его оценки будущего нашего легпрома тоже безрадостны. Как отметил г-н Селезнев, отечественные «легковики» больше всего боятся вступления России в ВТО. «По ним это нанесет огромный удар в связи с тем, что на рынок хлынут иностранные товары», – прогнозирует он. О том, чтобы достойно с ними конкурировать, судя по всему, не идет даже речи.

А вы носите одежду российских производителей?

Владимир ВИНОКУР, артист:
– Да, ношу. Вот, например, ношу одежду Вали Юдашкина – это и костюмы, и смокинги на сцене, а в обычной жизни – джинсы, куртки. А чтобы еще чью-то, не знаю. По жизни мне удобнее покупать иностранное. У меня нет времени оценивать качество российских товаров. Есть время только на то, чтобы зайти и купить. Если мне вещь идет – купил и пошел. Если бы на каждом шагу продавали российскую одежду, я бы ее с удовольствием покупал. Но я ее не вижу. Надо вопрос поставить по-другому: почему нет российской продукции? Ведь кроме Юдашкина есть большое количество молодых российских модельеров. Где их вещи? Так что я покупаю иностранное просто потому, что у меня нет возможности купить что-то другое.
Ксения СОБЧАК, телеведущая:
– Ношу. Если составлять пропорцию отечественной одежды к иностранной в моем гардеробе, то это будет, наверное, 30 к 70. Некоторая российская одежда совершенно не уступает иностранным брендам, а иногда их превосходит. В частности, линия одежды прет-а-порте.
Лариса РУБАЛЬСКАЯ, поэтесса:
– Вы знаете, я сейчас купила один костюмчик (вернее, мне его подарили) российской фирмы. Очень довольна. А вообще я не смотрю никогда на этикетку. Если мне нравится вещь, то я покупаю ее вне зависимости от того, наша она или импортная. Мне это безразлично, предубеждения никакого против отечественных товаров у меня нет. К тому же в последнее время качество нашей одежды постепенно начинает расти. Правда, к обычному ширпотребу, конечно, это пока не очень относится.

Опрос провела Анастасия МАЛАХОВА


Новые Известия