18.04.2006


Romir Monitoring провел исследование о потребительских кредитах



Как сообщили Sostav.ru, каждый четвертый москвич (23%) пользовался кредитами за последний год для приобретения товаров длительного пользования. Из них более половины опрошенных (56%) приобрели в кредит бытовую технику, каждый пятый кредит (18%) москвичи брали на покупку видеотехники, еще 16% заемщиков покупали мобильные телефоны, 14% - автомобиль. Таковы результаты исследования, проведенного холдингом Romir Monitoring в феврале текущего года. На погашение кредита треть заемщиков (36%) тратят до 10% своего среднемесячного дохода, 14% заемщиков на погашение долга тратят до 15% дохода, еще 14% опрошенных ежемесячно отдают банку в счет погашения кредита до 25% своего дохода…

В феврале текущего года исследовательский холдинг Romir Monitoring в рамках исследования потребительских предпочтений на рынке финансово-кредитных организаций задал москвичам ряд вопросов о пользовании кредитными услугами. В телефонном опросе по репрезентативной выборке приняли участие 986 респондентов от 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает ±3%.
Респондентам был задан вопрос:
Пользовались ли Вы или члены Вашей семьи кредитами за последние 12 месяцев при приобретении товаров длительного пользования и/или услуг? (%)
Ответы на него распределились следующим образом:




Как свидетельствуют результаты исследования, почти четверть москвичей (23%) пользовались кредитами за последний год при приобретении товаров длительного пользования. Такой ответ несколько чаще, чем по выборке в среднем давали жители столицы в возрасте от 25 до 34 лет (35%), а также обладатели высокого уровня доходов (29%).
Каждый пятый житель столицы (19%) за последние 12 месяцев приобретал товары длительного пользования, однако такие покупки совершались без использования кредитов. Как правило, такой ответ давали респонденты в возрасте от 18 до 24 лет (28%), а также обладатели высокого уровня доходов (29%).
Еще 56% москвичей ответили, что не покупали за последний год каких-либо товаров длительного пользования. Такой ответ характерен для жителей столицы старше 60 лет (82%) и обладателей среднего уровня доходов (62%).
Респондентам, которые за последние 12 месяцев пользовались кредитами при приобретении товаров длительного пользования и/или услуг, был задан вопрос:
Если Вы пользовались кредитом, то какие товары и/или услуги Вы приобретали? (%)
Ответы на него распределились следующим образом (поскольку респонденты могли указать несколько вариантов ответа, то итоговая сумма ответов может быть не равна 100%):



Согласно полученным данным, более половины всех приобретаемых товаров в кредит - это бытовая техника (56%). Несколько чаще бытовую технику "в долг" покупают женщины (64%), среди мужчин такой ответ дали 46% опрошенных. Несколько чаще, чем по выборке в среднем, о покупки домашней техники в кредит говорили респонденты в возрасте от 35 до 44 лет (61%).
Каждый пятый кредит (18%) москвичи брали на покупку видеотехники. Такой ответ более характерен для респондентов в возрасте от 35 до 44 лет (23%). Еще 16% москвичей покупали в кредит мобильные телефоны. Как правило, кредит в целях "мобилизации" брали молодые люди (23%). О покупке в "долг" автомобиля сказали 14% опрошенных. Несколько чаще, чем по выборке в среднем такой ответ давали москвичи в возрасте от 45 до 59 лет (18%).
За последние 12 месяцев 11% заемщиков использовали кредит в целях покупки компьютера, ноутбука, LCD- монитора, 11% москвичей, взявших кредит, купили мебель, и еще 11% - другие категории товаров и услуг.
В рамках исследования респондентам был также задан вопрос: "Пользовались ли Вы или члены Вашей семьи за последние 12 месяцев кредитами на неотложные нужды (просто деньги)?"
Как показали результаты исследования, кредит на неотложные нужды брали за последний год 6% москвичей. Из них каждый пятый (21%) на занятые в банке деньги покупал бытовую технику, 14% - автомобиль. Семь из десяти москвичей, взявших кредит на неотложные нужды, использовали заемные средства в других целях.
Респондентам, которые пользовались кредитами за последние 12 месяцев, был задан вопрос:
Какая доля среднемесячного бюджета расходуется вами на погашение кредита/кредитов (всех кредитов, которые Вы сейчас выплачиваете)? (%)
Ответы на него распределились следующим образом:



Согласно полученным данным, треть заемщиков (36%) тратят на погашение кредита до 10% среднемесячного дохода. Среди мужчин такой ответ дали 43% опрошенных, среди женщин - 30%. Как правило, десятую долю среднемесячного дохода тратят на погашение кредита москвичи в возрасте от 25 до 34 лет (41%), а также обладатели высокого уровня доходов (43%).
Еще 14% респондентов на ежемесячный возврат кредита тратят от 11% до 15% своего дохода. Как правило, такой ответ давали пенсионеры (21%). От 16% до 25% среднемесячного дохода уходит на погашение кредита у 14% москвичей. И каждый десятый заемщик (11%) тратит на погашение кредита до половины своего среднемесячного дохода. Затруднились с ответом четверть опрошенных (24%).
В прошлом году ROMIR Monitoring проводил аналогичное исследование, но в масштабах всей страны. Тем не менее, результаты московского опроса во многом сопоставимы со всероссийским. Так, например, в прошлом году также четверть респондентов (25%) заявили, что пользовались потребительскими кредитами для покупки товаров длительного пользования. Еще 19% сказали, что такие товары приобретались, но кредит для этого не потребовался.
Что же касается товаров, которые приобретались на заемные деньги, то и здесь тенденция налицо. И россияне, и москвичи занимают деньги у банков, в первую, очередь, для покупки бытовой техники. Номером два в списке покупок в кредит респонденты и всероссийского, и московского опросов назвали видеотехнику, затем - мобильные телефоны. Единственное различие было выявлено в вопросе покупки автомобилей в кредит. Москвичи вдвое чаще берут кредит на покупку автомобиля, нежели россияне в целом.