18.04.2006

Правила выхлопа



21 апреля вступает в силу технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, загрязняющих веществ", принятый правительством в ноябре прошлого года. С этого дня, согласно документу, наши автозаводы должны выпускать технику, соответствующую как минимум экологическим нормам "Евро-2". Это положит конец "грязным" и дешевым автомобилям.

Устаревшие модели отечественного автопрома, в основе которых лежали разработки 20- и даже 30-летней давности, доживают последние дни. И это обусловлено не только массовым приходом на российский рынок современных иномарок. Производство экологически "грязных" моделей будет запрещено введением жестких технических регламентов. Документ, утвержденный правительством РФ в ноябре 2005 года, запрещает производство и импорт автомобилей, автобусов и грузовиков, причем как новых, так и подержанных, не соответствующих экологическим нормам "Евро-2".

С технической точки зрения переход на новый экологический стандарт возможен только с инжекторными двигателями - от карбюраторов, которые теоретически можно починить "своими силами в чистом поле", придется отказаться. По этой причине с конвейера в Набережных Челнах окончательно сойдет "Ока", а вазовская "классика" просуществует еще несколько лет, но только с инжекторными двигателями. Правда, в прошлом году сертификационные органы продлили "Сертификат одобрения типа транспортного средства" для "Оки" и карбюраторной "классики" до 1 июля, что позволяет выпускать автомобили до этой даты. Продолжится выпуск карбюраторных "УАЗов", но эти автомобили будут попадать в вооруженные силы, а гражданские клиенты приобрести их не смогут.

"Введение новых экологических норм - мера необходимая. Помимо улучшения экологических параметров автомобилей, переход на "Евро2" улучшит и их потребительские свойства",- говорит руководитель службы по связям с общественностью "Северсталь-авто" Андрей Котерев.

По его словам, замена карбюратора на систему распределенного впрыска топлива облегчит холодный пуск двигателя, позволит снизить расход топлива и трудоемкостьобслуживания двигателя, а также увеличит надежность всей топливной системы.

"Все цивилизованное общество идет по пути введения этих экологических норм. Переход на "Евро-2" никому не повредит. Никого не заставят выбросить старый "Москвич" и пересесть на новую "десятку"",- говорит аналитик ГК "Регион" Евгений Шаго. Генеральный менеджер по маркетингу и корпоративному PR группы "Рольф" Валерий Тараканов говорит, что нововведение никак не затрагивает иностранных автопроизводителей. "Никто в Европе, Японии и Америке уже не выпускает двигатели ниже, чем "Евро3": "Евро-2" уже давно стал минимальным стандартом для иностранной автопромышленности. Западная Европа перешла на него в 1995 году",- говорит эксперт.

Крупнейшие российские автопроизводители заявили, что готовы к новым экологическим требованиям. Дело в том, что правительство предпринимало попытки навязать евростандарты российскому автопрому уже несколько лет, но ранее это было технически нереально и означало бы гибель отрасли.

Основные автопроизводители намек поняли и стали готовиться к новым требованиям.

Некоторые участники рынка считают, что переход на "Евро-2" должен был происходить более продуманно.

В "Руспромавто" выступают за дифференцированный подход к регламентации и введению "Евро-2". "К России невозможно подходить с той же меркой, что к европейским странам, у нас и расстояния, и плотность населения другие",- заявил директор департамента внешних связей "Руспромавто" Владимир Торин. По его словам, российский потребитель еще не готов к тому, чтобы оценить преимущества вводимых стандартов и "платить за экологию". "Мы уже давно начали выпускать автомобили, удовлетворяющие требованиям "Евро-2", и с энтузиазмом ждем новых технических регламентов. Однако мы считаем, что нужно было более продуманно подходить к введению подобных регламентов. На подорожание продукции жалуются военные и сельские жители",- говорит Торин. Другое мнение у Валерия Тараканова. Он уверен, что стандарты должны быть едиными для всех и везде.

В новом регламенте также оговорено, что все автомобили, производство которых будет организовано до 2008 года,должны будут соответствовать уже нормам "Евро-3", с этого года будет запрещено производство транспортных средств, не удовлетворяющих этим требованиям. Аналогичная ситуация с нормами "Евро-4": автомобили, производство которых будет начато в России в 2008-2010 годах, должны будут отвечать этим требованиям, а с 2010 года выпуск автомобилей, не попадающих под новые экологические требования, будет запрещен. Стандарты "Евро-5", предположительно, на территории России будут введены не раньше 2014 года.

Как говорят эксперты, если переход на "Евро-2" не потребовал кардинальной перестройки технологических циклов и колоссальных финансовых вливаний, то внедрение требований "Евро-3" и "Евро-4" повлечет за собой серьезные технологические изменения в отечественном автопроме. "Когда будут введены стандарты "Евро-3", на машины необходимо установить каталитический нейтрализатор и более совершенную систему управления впрыском топлива, это уже слишком дорого для дешевых, классических моделей "Жигулей". Такие затраты будут уже нецелесообразны, поэтому к 2008 году выпуск "классики" прекратят, хотя все, что будет произведено до 2008 года, будет продаваться",- говорит Тараканов.

"Более высокие стандарты требуют более качественного топлива. ВРоссии с этим настоящая проблема",- говорит управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. По его словам, введение "Евро-3" и "Евро-4" потребует ужесточения контроля над продаваемым топливом. "Модернизация нефтеперерабатывающих мощностей будет стоить миллиарды долларов. Все это ляжет на плечи автовладельца.

В США с введением аналогичных требований прошла волна продаж нефтеперерабатывающих заводов, так как их эксплуатация стала нерентабельной",- говорит Агибалов.

Сейчас в российских министерствах проходит утверждение специальный технический регламент "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам", который запретит производство в России топлива ниже стандарта "Евро-2".

экологический путь европы и америки

В Европе экологические нормы установлены директивами ЕС.

Они действуют для всех типов автомобильного транспорта.

В Евросоюзе запрет не действует на уже эксплуатируемые автомобили, но такая техника не может ввозиться и продаваться. Стандарт «Евро-0» заработал в 1988 году, «Евро-1» был введен в 1992 году, «Евро-2» - в 1995-м, «Евро-3» - в 1999-м, «Евро-4» - в 2005-м. Предполагается, что «Евро-5» будет введен в 2008-2009 годах.

В США установкой подобных норм занимается агентство охраны окружающей среды. Сейчас продаваемые в США автомобили должны удовлетворять стандарту Tier 1, введенному в 1994 году. Стандарт Tier 2 должен стать нормой к 2009 году.



АНДРЕЙ ВЕТВИНСКИЙ

Деловая газета "Бизнес"