18.04.2006

«Евро-2» увеличит стоимость отечественного автомобиля на $500



Переход на "Евро-2" почти не скажется на ценах дорогих отечественных моделей и иномарок. Как отмечают участники рынка, в среднем стоимость отечественного автомобиля увеличится на $500.

Ужесточение технических требований было предусмотрено концепцией развития российской автомобильной промышленности на среднесрочную перспективу, одобренной правительством еще летом 2002 года. Однако установить новые нормы удалось только сейчас.

Чиновники правительства жестко стоят на том, что предстоящее вступление в силу новых требований по экологии станет окончательным и бесповоротным для всех российских производителей: никому из них не придется рассчитывать на какие-либо поблажки и отсрочки.

Тем не менее аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков убежден в обратном. "Автопром сейчас поддерживают, это государственный приоритет. Если кто-то 21 апреля не сможет перевести все автомобили на "Евро-2", жестких санкций не последует. Отменять требования, конечно, никто не будет, но и производство останавливать не станут.

Скорее закроют глаза на какое-то время",- говорит Кочетков. "Переход на "Евро-2" переносился несколько раз, так что кому было надо давно к этому подготовился",- полемизирует аналитик ИК "Центринвест" Геннадий Суханов.

Сейчас все отечественные автопроизводители заявляют, что готовы к переходу и уже давно выпускают продукцию, удовлетворяющую стандарту "Евро-2". В пресс-службе АвтоВАЗа говорят, что компания "заблаговременно провела работу по проектированию, адаптации и внедрению в производство комплектаций автомобилей, соответствующих этим нормам, и на данный момент на АвтоВАЗе обеспечены все технические условия для перехода на выпуск автомобилей, выполняющих требования "Евро-2"". В пресс-службе отметили, что за последние пять лет выпустили уже более 1 млн автомобилей, соответствующих "Евро-2".

Модели семейства Samara и Lada 110 комплектуются электронной системой управления двигателем и каталитическим нейтрализатором, что позволяет им выполнять нормы "Евро-2" и "Евро-3". Стандартам также удовлетворяет Lada 4 х 4, а Kalina с самого начала выпуска соответствует нормам "Евро-3". Справедливости ради заметим, что в этом году АвтоВАЗ выпускает Kalina с нормами "Евро-2", мотивируя это тем, что такой автомобиль полностью соответствует российским стандартам.

Опасения вызывала вазовская "классика", часть которой до сих пор продается с карбюраторными двигателями. Однако, как заявили в пресс-службе компании, в январе 2004 года АвтоВАЗ начал производство автомобилей Lada 2107, оснащенных электронной системой управления двигателей. При этом себестоимость автомобиля увеличилась примерно на 15 тыс. руб. А с появлением инжектора на Lada 2105 АвтоВАЗ по сути завершил подготовку своей производственной базы к выпуску автомобилей, выполняющих экологические требования "Евро-2".

Владислав Кочетков отмечает, что подорожание "классики" не будет заметно, потому что рост цен совпадет с инфляцией. "АвтоВАЗ - компания, контролируемая государством, а оно ориентировано на удержание инфляции. Поэтому существенного роста цен не произойдет",- полагает аналитик. По его словам, АвтоВАЗ скорее снизит собственную прибыль, чем повысит цены на автомобили. "Подорожание может окончательно подорвать конкурентоспособность вазовской продукции",- добавляет Кочетков.

По словам руководителя пресс-службы "Руспромавто" Владимира Торина, все автомобили, выпускаемые группой ГАЗ, давно удовлетворяют стандарту "Евро-2". "Мы уже несколько лет укомплектовываем "Волги", "Уралы", "Газели" в соответствии с этими требованиями",- говорит Торин. По его словам, себестоимость автомобилей, выпускаемых группой ГАЗ, при приведении их в соответствие с требованиями "Евро-2" в общей сложности выросла на $300-700.

"Волгу" с карбюраторным двигателем перестали выпускать в 2005 году. "После прекращения выпуска таких автомобилей спрос особо не изменился и, по нашим прогнозам, не изменится",- уверяет PRменеджер компании "Инкомавто" Карина Давтян.

Из-за введения в России экологического стандарта "Евро-2" на УАЗе начали постепенно снимать с производства модели старого образца, разработанные в 60-е-70-е годы прошлого века. Фактически с этого года УАЗ будет производить только автомобили UAZ Hunter и UAZ Patriot. В дальнейшем классический внедорожник (UAZ Hunter) будет замещаться Patriot.

"Легковой модельный ряд- это UAZ Patriot и UAZ Hunter - будетоснащаться базовым бензиновым двигателем - 16-клапанным впрысковым ЗМЗ-409 с нейтрализатором (128 л. с.). Также возможна комплектация легковых машин новым заволжским дизелем ЗМЗ-514 (98 л. с.). На внедорожники, кроме новых двигателей, будут установлены нейтрализатор выхлопных газов и система улавливания паров топлива (дизельный мотор удовлетворяет требованиям "Евро-2" без нейтрализатора)",- объясняет руководитель службы по связям с общественностью "Северсталь-авто" Андрей Котерев. По его словам, завод перейдет на 100процентный выпуск "зеленых" внедорожников в июле.

Если с легковыми автомобилями у УАЗа все благополучно, то с коммерческими машинами (в просторечии - "буханками") могут возникнуть некоторые трудности. В частности, современные впрысковые бензиновые двигатели или дизели не помещаются в крошечный моторный отсек этих автомобилей. Их установка потребует переделки многих кузовных деталей. Но решение все же существует, уверяют в "Северсталь-авто": в настоящее время готовится к серийному производству впрысковая версия классического двигателя УМЗ-421. Этот мотор без проблем устанавливается на автомобиль. Но массовый выпуск этого агрегата стартует не раньше августа 2006 года. К тому же экологически чистые грузовички и микроавтобусы станут заметно дороже: цена увеличится как минимум на $500, что немаловажно для жителей сельской местности, где до сих пор "буханки" пользуются спросом.

"На наш взгляд, потребитель уже готов платить дополнительно $500-700 за "Евро2" на относительно дорогих автомобилях. В нашем случае это UAZ Patriot. А для покупателей классического коммерческого ряда УАЗа такая прибавка в цене может стать весьма существенной. Тем более что "буханку" зачастую приобретают социально малозащищенные категории населения",- соглашается Котерев.

Судьба микролитражки "Ока" полностью зависит от основного поставщика силовых агрегатов - АвтоВАЗа.

В"Северсталь-авто" отметили, что тольяттинцы не проявили инициативы по доводке двухцилиндрового двигателя и установке на него системы распределенного впрыска топлива. Других экономически обоснованных технических решений по переводу машины в разряд "зеленых" нет. Исходя из этого, жизненный цикл автомобиля будет закончен 30 июня 2006 года, когда закончится одобрение типа транспортного средства. С 1 июля 2006 года машина будет снята с производства на ЗМА. А Серпуховский автозавод сейчас готовит к производству "Оку" с китайским малолитражным мотором, удовлетворяющим всем нормам. Правда, пока неизвестно, успеет ли такой автомобиль встать на конвейер до 1 июля и какой будет его цена.

"Иж-авто", где продолжается выпуск ВАЗ-21043 и пикапа "Иж" на его базе, только начал переходить на двигатели, соответствующие нормам "Евро-2". Пилотная партия таких автомобилей выйдет в мае, а последнюю карбюраторную "четверку" соберут в июне.

В пресс-службе КамАЗа сообщили, что завод перевел свою продукцию на "Евро-2" в январе 2004 года и что именно КамАЗ инициировал введение новых норм. Насколько подорожали автомобили, после того как на них были внедрены технические новшества, необходимые для того, чтобы удовлетворять "Евро-2", в КамАЗе сказать затруднились.

Однако в компании отметили, что в 2005 году прибыль предприятия составила $306 млн, тогда как планировали получить всего $204 млн.

Генеральный менеджер по маркетингу группы "Рольф" Валерий Тараканов говорит, что подорожание и замена карбюраторного двигателя, который можно при желании починить в "полевых" условиях, на более сложный инжектор будет особо заметно для определенных слоев населения. "Потребителями карбюраторных двигателей являются в основном жители сельской местности, Сибири, Крайнего Севера.

Их это затронет. Это небольшой объем сбыта, но жителям этой местности удобнее было бы продолжать эксплуатировать карбюраторные модели",- считает Тараканов. Он отмечает, что автопроизводителям надо делать инжекторные двигатели более надежными и развивать систему автосервисов в регионах.

"У покупателей этого сегмента особого выбора не будет, они станут ориентироваться на подержанные автомобили. Этот рынок достаточно емкий. Также не стоит забывать, что автомобили, выпущенные до 21 апреля, пойдут в продажу. Когда этот рынок исчерпается, такого рода потребителям придется выбирать максимально дешевые и удобные в эксплуатациимашины",- говорит в свою очередь Владислав Кочетков.

РОМАН ГУЛЯЕВ, АНДРЕЙ ВЕТВИНСКИЙ

Деловая газета "Бизнес"