18.04.2006

РСПП предложат вернуться в светлое прошлое, когда премьером был Михаил Касьянов


Сегодня на XV отчетно-выборном съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) будет представлен доклад "Инвестиционный климат в России", разработанный по заказу союза. Доклад, который должен стать официальной позицией РСПП в диалоге с властью по этому вопросу, оценивает политическую стабильность в России на уровне между Венесуэлой и Пакистаном и предлагает правительству вернуться в светлые 2002-2003 годы – то есть во времена премьерства Михаила Касьянова. Именно тогда, по мнению авторов доклада, в России начала складываться модель инвестиционного роста – сейчас же в России констатируется лишь "падение деловой активности".

Очередной отчетно-выборный съезд РСПП начнется отчетным докладом экс-главы РСПП Аркадия Вольского о работе союза за период 2003-2005 годов под его руководством, а продолжится докладом нового главы РСПП Александра Шохина, в котором он будет оценивать перспективы работы "профсоюза олигархов" в 2006-2008 годах – на более длинный период пока планов не существует. Планируется принятие резолюции съезда РСПП, которая, по данным Ъ, посвящена в значительной части официальной реакции участников союза на встречи с президентом Владимиром Путиным. Главной же сенсацией станет презентация заказанного РСПП группе экономистов во главе с научным руководителем Высшей школы экономики Евгением Ясиным доклада "Инвестиционный климат в России".

Текст доклада, имеющегося в распоряжении Ъ, настолько серьезно отличается по стилю от традиционных документов РСПП, что, не исключено, станет предметом критики со стороны наиболее консервативных членов союза. Дело в том, что "Инвестиционный климат в России" в описании авторов выглядит на порядок хуже, чем в описании правительства России, а тем более президента страны. В подготовке доклада участвовали президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев, старший советник по макроэкономике Центра развития фондового рынка Юрий Данилов, референт господина Ясина Анна Косыгина и глава Экспертного института РСПП Олег Кузнецов. Они не пожалели весьма резких выражений для описания проблем инвестклимата. То, что в правительстве именуют "стартом инновационного роста экономики", эксперты называют всего лишь "завершением трансформационного кризиса переходного периода". Сами успехи последних лет группа господина Ясина признает, однако не переоценивает. "Эффективная экономическая политика – это не поток законопроектов, постановлений и распоряжений, а... предсказуемость среды... учет интересов... касающихся инвестиционного климата" – так комментирует усилия кабинета Михаила Фрадкова документ. Самую низкую оценку долгосрочных инвесторов, по утверждению экспертов, получает деятельность государства по улучшению инвестклимата.

Успехи государства в привлечении прямых иностранных инвестиций (например, высокое шестое место в инвестиционном рейтинге компании A. T. Kearney) "не должны вводить в заблуждение" – оно, по словам авторов доклада, лишь отражает повышение оценки перспектив инвестиций в добывающий сектор. От крупных прямых иностранных инвестиций выигрывают не все, а лишь политическая и бизнес-элита – так исполнители заказа РСПП оценивают успехи заказчиков в последние годы. А в целом приговор сложившейся ситуации в понимании группы господина Ясина выглядит так: "Падение деловой активности в результате давления на бизнес привело к насыщению спроса на деньги и сократило потенциально возможные темпы роста ВВП". Рецепты улучшения инвестиционного климата, указанные в докладе, достаточно стандартны и включены, по сути, во все программные документы правительства. Впрочем, важны акценты. Эксперты, нанятые РСПП, указывают, что модель инвестиционного роста экономики России складывалась в 2002-2003 годах. В случае если бы она была поддержана властями, инвестиционная активность частного сектора в России сохранялась бы и обеспечивала темпы роста промпроизводства в 2005 году на уровне 7,7-10% (фактический показатель – 4,0%), а темпы роста ВВП – на уровне 10,2-12,6% (по факту – 6,2%).

Главным образом авторов доклада не устраивает работа российского государства. Так, при описании проблем привлечения портфельных инвестиций в Россию авторы отмечают, что Россия уже два года назад могла бы войти в число стран, в которых разрешены инвестиции резервов пенсионных фондов, если бы "качеству рынка, качеству бизнеса соответствовало бы качество государства". И главные проблемы государства – неспособность обеспечить политическую стабильность ("По уровню политической стабильности Россия делит предпоследнее место с Пакистаном, опережая только Венесуэлу",– утверждают эксперты группы господина Ясина) и неспособность защитить права собственности ("По уровню защиты прав акционеров динамика оценок с 2004 года отрицательная",– говорят авторы, ссылаясь на негативные последствия "дела ЮКОСа"). Впрочем, не стоит предполагать, что доклад не будет принят к сведению съездом РСПП из-за его "антиправительственной направленности" – скорее наоборот. Александру Шохину, сменившему Аркадия Вольского на посту главы РСПП, жизненно важно продемонстрировать, что именно он способен сочетать определенную независимость взглядов, конструктивность предложений и одновременно – договороспособность руководителя РСПП с высшими органами власти в России. Доклад лишь немного не соответствует этим задачам – сейчас принимаемый властями уровень критики госполитики в документах подобного рода все же несколько ниже. Возможно, это – элемент нового позиционирования РСПП.

ДМИТРИЙ Ъ-БУТРИН, МАКСИМ Ъ-ШИШКИН

КоммерсантЪ