17.04.2006

Титанические усилия. Boeing и "ВСМПО-Ависма" подписали меморандум о создании совместного предприятия



Американская корпорация Boeing и российский производитель титана "ВСМПО-Ависма" подписали в пятницу меморандум о создании совместного предприятия. Первоочередной задачей СП станет первичная обработка штампованных изделий из титана, предназначенных для Boeing 787 Dreamliner.
Эксперты говорят, что это взаимовыгодная сделка: "ВСМПО-Ависма" она позволит увеличить доходы на 30% и перенять американские технологии обработки титана, а Boeing сможет снизить себестоимость, повысив тем самым конкурентоспособность нового дальнемагистрального самолета.

"ВСМПО станет единственной компанией в мире, которая начинает с титановой губки и заканчивает практически готовыми авиадеталями",- заявил в пятницу генеральный директор "ВСМПО-Ависма" Владислав Тетюхин. По его словам, в год СП сможет укомплектовать производимыми деталями от 120 до 130 самолетов Boeing. СП будет создано на паритетных началах на базе завода в Верхней Салде. Первоначальные инвестиции обоих участников в СП составляют по $30 млн с каждой стороны, которые пойдут на приобретение оборудования. Окончательный контракт по созданию СП будет подписан до 15 мая, а производство планируется начать в конце этого года.

Среди прочего предприятие будет осуществлять первичную обработку 56 штампованных изделий из титана, предназначенных для самолета Boeing 787 Dreamliner. Для этого Boeing поделится с СП своими технологиями обработки титана.

Выгоды российского титанового производителя от образования СП с американцами очевидны. По словам Тетюхина, создание предприятия по механической обработке титана повысит эффективность производственного цикла на 25-30%. "Стоимость килограмма обработанного титана в 2,5-3 раза выше необработанного",- отмечает глава "ВСМПО-Ависма". Основную часть бизнеса СП будет вести с Boeing, но стороны подчеркивают, что СП сможет продавать детали всем заинтересованным российским предприятиям. В частности, СП планирует выпускать детали для самолета RRJ.

"В долгосрочной перспективе Boeing намерена довести объем закупок российского титана до $1,5 млрд в год",- сообщил вице-президент Boeing Майк Кейв.

Он добавил, что СП должно повысить эффективность производства Boeing 787 Dreamliner. При создании этого самолета применяют композитные материалы, которые несовместимы с алюминием и сталью. Поэтому Dreamliner требует в три раза больше титановых деталей, чем самолеты из алюминиевых сплавов. "Снижение себестоимости титана - одна из целей проекта",- признался "Бизнесу" руководитель российского отделения Boeing Сергей Кравченко.

"С 2002 года цены на титан неуклонно растут. До 2008 он может подорожать еще на 20%. А спрос на этот металл в ближайшие три года увеличится на 13%, опережая предложение",- отмечает эксперт BCP Consultancy Services Брайн Портч.

По его словам, Boeing, заключив договор с российской компанией, получает гарантированного поставщика. "ВСМПО держит 50% мирового титанового рынка.

В мире очень мало крупных производителей титана, и среди них практически нет тех, кто бы обрабатывал металл",- рассуждает эксперт. По его словам, СП позволит Boeing экономить на транспортировке титана в США и последующей обработке на американских мощностях. Также эксперт отмечает, что стоимость рабочей силы в России ниже, чем в США. "Таким образом, себестоимость титановых деталей для Boeing может снизиться на 25%, за счет чего B787 Dreamliner получит ценовое преимущество перед конкурентами из Airbus",- подытожил Портч.

boeing получил гарантии государства

В марте 2006 года сотрудничество Boeing с «ВСМПО-Ависма» было поставлено под угрозу. Тогда гендиректор «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов заявил, что ФГУП готово приобрести «максимально большой» пакет акций ВСМПО. Многие аналитики стали опасаться, что национализация компании может привести к разрыву отношений с Boeing. «То, что мы подписываем соглашение о создании СП, является подтверждением того, что взаимовыгодные проекты не только продолжатся, но будут расширяться»,- сообщил в пятницу вице-президент Boeing Майк Кейв. Он сказал, что представители российского правительства и возможные будущие акционеры ВСМПО уверили Boeing: российское руководство заинтересовано в продолжении отношений. «Нам сказали, что совместное предприятие получит поддержку»,- добавил Кейв. Генеральный директор «ВСМПО-Ависма» Владислав Тетюхин на пресс-конференции, посвященной подписанию меморандума, сообщил о намерении обратиться к главе Минпромэнерго Виктору Христенко с просьбой включить СП в состав свободной экономической зоны и в перечень инвестиционных проектов.



АНДРЕЙ ВЕТВИНСКИЙ

Деловая газета "Бизнес"