17.04.2006

Инфляция вне конкуренции. Финансовые инструменты борьбы с инфляцией уже исчерпаны



Чем больше речей, дискуссий и обещаний, тем острее возникает впечатление беспомощности власти перед "неодолимым монстром" инфляции. Похоже, что впавшее в панику правительство пытается переложить ответственность на Минфин, выступив в роли стороннего критика.

В бушующих спорах стали забывать об экономической сути инфляции, о том, что инфляция – это разбалансировка платежеспособного спроса и товарного предложения. А рост цен – лишь следствие этого. Участникам дискуссии не мешало бы видеть, что инфляционное соотношение платежеспособный спрос–товарное предложение в случае его нарушения зависит как от мер воздействия на платежеспособный спрос, так и от мер, направленных на расширение товарного производства. Но исполнительная власть сосредоточилась на обсуждении лишь одной стороны – ограничения платежеспособного спроса.

Инфляция с двух концов Надо признать, что некоторые подвижки в понимании инфляции как экономического явления все-таки есть. Стали говорить о базовой инфляции, которая не связана с сезонными колебаниями цен и административным регулированием тарифов. Разница между базовой инфляцией и ростом индекса потребительских цен трактуется как рост цен за счет немонетарных факторов – инфляции издержек (предложения).

В 2004-2005 годах наблюдается разрыв между индексом потребительских цен и базовой инфляцией порядка 2,5 процентного пункта. Причем базовая инфляция колеблется на уровне 100,5-100,8% в месяц. Монетарная политика борьбы с инфляцией, безусловно, дала свои результаты, но к настоящему времени практически исчерпала себя. Когда доля монетарных факторов составляла в росте цен более 80%, отдача от действий Минфина и ЦБ (в том числе через стабфонд) была ощутимой. Но по мере уменьшения доли монетарных факторов инфляции даже самые жесткие меры по ограничению денежного предложения или сокращению расходов бюджета могут лишь на мизер сдержать цены, а вот удар по развитию страны будет заметным.

Сейчас колебания инфляции в большей мере связаны с административным регулированием тарифов на узкую группу быстро дорожающих товаров и услуг: ЖКХ, пассажирский транспорт, связь и т. д. Меры, призванные корректировать спрос, приводят к тому, что инфляция почти не реагирует на монетарные регуляторы, что происходит на негативном фоне административного регулирования тарифов. Товарное предложение гораздо существеннее влияет на инфляцию. Она заметно снижается с каждым процентом промышленного роста.

Между инфляцией спроса и инфляцией предложения есть существенные отличия и в отношении последовательности проявления процесса повышения цен. Если инфляция спроса начинается с роста цен на конечные продукты, который постепенно распространяется на факторы производства, то инфляция издержек начинается с роста цен на факторы производства и затем распространяется на конечный продукт. Во втором случае происходит уменьшение предложения товаров, вызванное повышением цен на факторы производства. Этот вариант инфляции характерен для современной российской промышленности, в которой износ основных фондов требует значительных инвестиций по возросшим ценам.

Инфляция спроса и инфляция предложения – это два способа реакции рынка на чрезмерное давление антиинфляционных мер либо со стороны спроса, либо со стороны предложения. Таким образом, инфляция может генерироваться с двух сторон. И одна может провоцировать другую. Так начинается новый виток инфляционной спирали. Поэтому надо уравновешивать государственное воздействие на факторы, вызывающие инфляцию со стороны потребительского спроса, адекватным воздействием на факторы, подстегивающие инфляцию предложения.

Например, если повышение зарплаты в масштабах страны не уравновешивается ростом производительности труда, то неизбежно увеличатся издержки на единицу продукции. При прежних ценах производители ответят сокращением производства товаров и услуг. При неизменном спросе это уменьшение предложения приведет к повышению цен, а при сокращающемся спросе – это стагнация и регресс народного хозяйства. Инфляция и инвестиции Снижение инфляции не самоцель экономической политики. Государство должно быть озабочено развитием экономического потенциала. Это подразумевает наращивание объема инвестиций в основной капитал на единицу прироста ВВП. Этот показатель в последнее время в России составлял в среднем около 2,5%, в Китае и Индии – больше 4%, а в Бразилии – свыше 7%. При этом в Китае с 1998 года наблюдался процесс дефляции, в 2004 году инфляция составила 4%, а в 2005 году вновь упала до 1,8%, в Индии инфляция держится ниже 4%. Мы видим, что экономическая стратегия, направленная на инвестирование, не препятствует снижению инфляционного потенциала экономики.

Инфляция, выраженная в росте цен, поглощающем рост ВВП, – это препятствие на пути экономического развития, которое необходимо нивелировать, сделать безвредным для экономики, то есть не нарушающим систему конкурентного рыночного равновесия. Антиинфляционная политика развитых стран строится не только на снижении индексов абсолютных цен на конечную продукцию, но и на устранении диспропорций относительных цен на факторы производства: цены труда, процентной ставки как цены инвестиционных ресурсов, рентабельности реального сектора как общей отдачи от вложенного капитала и т. п.

Ценовые диспропорции нашей экономики приобрели глубинный характер. Сейчас не состоявшаяся пока система конкурентного рыночного равновесия их не в состоянии ликвидировать. Поэтому именно правительство (а не Минфин) должно решать проблемы создания нормальной конкурентной среды для бизнеса. Хозяйствующие субъекты вынуждены изменять свое поведение в условиях инфляции. Их привлекают лишь краткосрочные проекты и быстрые деньги. Почти 70% предприятий "декапитализируются" из-за того, что нецелевым образом используют амортизацию и мало инвестируют в производство. Это не безграмотность бизнеса, а вынужденное поведение в условиях бестолковой промышленной политики. Государство должно создать такие условия конкурентного перераспределения финансов, чтобы они оказались эффективными не только с позиции капитала, но и исходя из интересов всего общества. Несмотря на отдельные точечные мероприятия в области госрегулирования товарного предложения в 2005 году, у правительства нет реальных программ модернизации перспективных секторов экономики, конкурентных промышленных производств.

Финансовые инструменты Минфина и ЦБ для борьбы с инфляцией уже исчерпаны. Эффективно эту борьбу может вести только все правительство в целом. Речь уже не может идти о выборе монетарных или немонетарных методов. Объективно правительство стоит перед другой дилеммой: либо бороться с ростом цен за счет интересов экономики, либо позволить экономике развиваться, используя для этого весь арсенал государственных механизмов и инструментов.

Валерий Горегляд, аудитор Счетной палаты

КоммерсантЪ