14.04.2006

"33 пингвина" пытаются создать сеть кафе-мороженых



Как стало известно "Бизнесу", томский производитель мороженого "Эскимос" строит федеральную сеть кафе-мороженых. Компания открыла несколько заведений "33 пингвина" в Томске, до начала лета заведения появятся в Москве и Новосибирске. Попытки построить сети кафе-мороженых крупнейшими российскими производителями этого товара ранее были не слишком успешными. Однако участники рынка не считают, что ресторанный проект "Эскимоса" обречен на неудачу. Напротив, как раз сейчас такой проект может быть успешным, федеральную сеть кафе-мороженых вполне можно построить в регионах. Эксперты советуют "Эскимосу" сделать ставку на эксклюзивность продукта из Сибири.
Действительно, до сих пор отечественные производители не слишком преуспели в сегменте HoReCa (отели, рестораны, казино). Так, крупнейший за Уралом производитель мороженого компания "Инмарко" еще в 1999 году запустил свой франчайзинговый проект в Омске. Однако уже в следующем году его пришлось закрыть. Дело в том, что партнеры "Инмарко" грубо нарушили условия соглашения: они начали продавать спиртное, в результате сеть кафе-мороженых превратилась в набор обычных недорогих кафе.
"Рамзай" в прошлом году продал свой бизнес кафе-мороженых. Опыт столичного производителя, безусловно, был более успешным: хотя и, главным образом, в силу того, что московская недвижимость сильно прибавила в цене. Так что, даже просто продав помещения, компания осталась в плюсе.
Многие эксперты считают, что такой формат просто обречен.
"Монопродукт не может вытянуть ресторанный проект.
Например, кофейни ушли от заведения, где пьется кофе, в сторону ресторанов, увеличив предложение по меню",- размышляет управляющий партнер консалтингового агентства "Группа 9" Илья Лычев.
"Посмотрите, например, на "Баскин Роббинс" - бурного развития там что-то не заметно. Нужно строить многопрофильные заведения, где мороженое станет одним из продуктов наряду с той же выпечкой и еще чем-нибудь, но не такие, где оно будет монопродуктом",- вторит ему исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков.
Тем не менее небольшой сибирский производитель намерен не только выйти на московский рынок, но и построить федеральную сеть.
Кто такие "33 пингвина"
О том, что томский производитель мороженого "Эскимос" запускает федеральную сеть кафе-мороженых "33 пингвина", "Бизнесу" рассказал гендиректор компании Олег Федченко. "У нас есть премиальное мороженое с дорогой технологией производства, однако продажи этого продукта застопорились, дистрибуторы посчитали, что оно слишком дорого. Но потенциал у него высокий, поэтому решили продавать через HoReCa",- пояснил Олег Федченко.
Сейчас в Томске работает шесть кафе-мороженых "33 пингвина". В ближайшее время первое заведение откроется в Новосибирске, к лету компания планирует запустить сеть и в Москве. "Нам интересны Сибирский регион, где находится производство, и Московский- с высокой емкостью рынка",- поясняет Федченко.
"Размещение кафе наиболее интересно в торговых центрах, так как их основной аудиторией являются семьи с детьми и молодежь, тем более что именно это направление практически не развито в Московском и других регионах. Кроме Москвы сеть предполагает развиваться и в Подмосковье",- добавляет владелец компании ресторанного консалтинга "Настроение +" (оказывает консалтинговые услуги по организации и продвижению сети кафемороженых "33 пингвина") Денис Яхно.
С ним соглашается Андрей Петраков. По его мнению, строить такие заведения все же можно, например в больших торговых центрах, но отдельно стоящие заведения имеют мало шансов на выживание.
"33 пингвина" работают в трех форматах: киоски (витрина), точки на фуд-корте и стационарные заведения. Инвестиции в открытие киоска составят от $15 тыс., на фуд-корте $40-50 тыс., стационарное заведение - до $100 тыс. (помещения до 100 кв. м). Средний чек в зависимости от формата варьируется: от 100 руб. в киоске до 200-250 руб. в стационарном заведении. Стоимость шарика мороженого в "33 пингвинах" составит 20-25 руб., для сравнения в "Баскин Роббинс" - 35-40 руб.
Участники рынка полагают, что "Эскимосу" стоит сделать ставку на эксклюзивность предложения. "Имея собственное производство, компания сэкономит на себестоимости, но для ресторана это не очень важно- разница в 5 руб. не создаст проблем. Если они сделают ставку на эксклюзивность продукта "из Сибири", то проект может стать интересным",- считает гендиректор "Ветэрра" (кафемороженое "Долче моменто") Николай Михайлов.
Помимо самостоятельного развития сети, "Эскимос" намерен запустить франчайзинговую программу. "Франчайзи не будут платить никаких взносов: заведения будут оформлены в одном стиле и станут поддерживать стандарты сети, при этом будут продавать мороженое "33 пингвина"",- поясняет Денис Яхно.
Федеральная сеть без Москвы и Петербурга
"У федеральных сетей кафе-мороженых есть неплохие перспективы, окупаемость такого заведения достаточно быстрая, всего 1,5-5 лет. Правда, создать большую федеральную сеть очень непросто, помимо больших инвестиций нужна сильная управляющая компания, которая сможет грамотно руководить бизнесом по всей стране",- отмечает аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков.
С ним соглашается совладелец "Инмарко", имеющий опыт работы на этом рынке.
"Бизнес кафе-мороженых ничего не имеет общего с производством, поэтому решение развивать проект совместно с консультантами выглядит логичным",- полагает гендиректор "Инмарко" Дмитрий Докин. "Эскимос" - небольшой производитель, продажи через HoReCa могут занять серьезную долю в структуре продаж, отметил он.
Впрочем, Кочетков даже при наличии сильного партнера не советует "Эксимосу" идти в столицу. "А в Москву и Санкт-Петербург им соваться вообще не стоит, в этих городах им ничего не светит. В столице стоимость квадратного метра в помещениях, пригодных для общепита, зашкаливает за $7 тыс., недавно одна крупная европейская сеть пиццерий полгода искала себе площади под ресторан и так ушла ни с чем. "Эскимосу" лучше идти в города-миллионники: Нижний Новгород, Саратов, Самару и т. д.- там у них все получится",- добавил Кочетков.

ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВ
НИЛЬС ИОГАНСЕН

Деловая газета "Бизнес"