14.04.2006

"Дружба" за 18 копеек. "Союзплодоимпорт" попал на плавленые сыры



Как стало известно "Ъ", Федеральное казенное предприятие (ФКП) "Союзплодоимпорт" заключило соглашение с одним из крупнейших производителей сыров — компанией "Ростагроэкспорт" — о размещении логотипа ФКП на этикетках плавленых сыров "Янтарь" и "Дружба". По мнению экспертов, такой союз выгоден обеим сторонам: ФКП получит приоритетное право на регистрацию знаков за собой, а "Ростагроэкспорт" сможет завершить давний конфликт с заводом "Карат", который сегодня официально является владельцем товарных знаков "Янтарь" и "Дружба".

О подписании договора между ФКП "Союзплодоимпорт" и компанией "Ростагроэкспорт" "Ъ" рассказал президент компании Борис Александров. По его словам, соглашение заключено сроком на один год. За размещение логотипа завод будет отчислять "Союз-плодоимпорту" роялти в размере 18 копеек с килограмма произведенной "Дружбы" и 16 копеек с килограмма "Янтаря". "Наличие на этикетках плавленых сыров логотипа ФКП будет гарантировать потребителю качество продукции",— считает глава ФКП Владимир Логинов. Он также сообщил, что "Союзплодоимпорт" готов заключить соглашение и с другими производителями сыров "Янтарь" и "Дружба".

Официально права на оба товарных знака принадлежат московскому заводу "Карат". Однако, по данным Молочного союза России, сегодня производством сыров "Янтарь" и "Дружба" занимается порядка 50 региональных заводов. Некоторые из них уже много лет ведут судебные споры с "Каратом". В частности, крупнейший в стране воронежский завод плавленых сыров "Янтарь" и московский "Ростагроэкспорт" много раз пытались оспорить регистрацию товарных знаков за "Каратом", однако проиграли суды. Отчаявшись решить спор в судебном порядке, производители в декабре 2005 года обратились в ФКП с просьбой выступить посредником в этом деле, пообещав, что в будущем "Янтарь" и "Дружба" будут отданы государству в лице ФКП. После этого "Ростагроэкспорт" обратился в палату по патентным спорам Роспатента с требованием аннулировать регистрацию этих марокза "Каратом", сделав их общедоступными.

По мнению экспертов, союз между ФКП и "Ростагроэкспор-том" выгоден обеим сторонам. "Производители сыров решили воспользоваться опытом и лоббистскими возможностями "Союзплодоимпорта" в борьбе за торговые марки",— говорит аналитик ФК "Уралсиб" Марат Ибрагимов. Напомним, что сейчас ФКП владеет на территории России 17 известными водочными брэндами, среди которых Stolichnaya и Moskovckaya, ранее принадлежавшие группе известного бизнесмена Юрия Шефлера SPI. В 2004 году "Союзплодоимпорт" также стал владельцем брэндов "Советское шампанское" и "Печень трески".

Юристы считают, что соглашение между ФКП и "Ростагроэкспортом" в будущем упростит "Союзплодоимпорту" регистрацию "Янтаря" и "Дружбы" за собой. "Если торговые марки используются какой-либо компанией, то она получает приоритет при регистрации этих марок патентным ведомством. Иными словами, после аннулирования регистрации "Карата" ФКП сможет без проблем зарегистрировать марки на себя",— говорит глава юридического бюро "Добронравов и партнеры" Юрий Добронравов. "Ростагроэкспорт" же получит лицензию на производство сыров от ФКП. В "Карате" на действия оппонентов отреагировали довольно резко. "Мы вложили в продвижение "Янтаря" и "Дружбы" €10 млн и будем бороться за них до конца",— заявил глава компании Владимир Корсун. "У "Союзплодоимпорта" достаточно опыта по развалу успешных компаний, удивительно наблюдать подобные действия от госструктуры",— добавил он.

Светлана Ментюкова, Роман Овчинников , КоммерсантЪ

YARMARKA.NET