11.04.2006

Все ещё дорого и непривычно. 39% россиян воспользовались за прошлый год потребительскими кредитами



Но 9% остались недовольны этим опытом, а 18% респондентов обнаружили, что при выплате кредита им не хватало денег на текущие нужды, да и условия кредитования были невыгодными. Вскоре это заставит банки снизить ставки, замечают эксперты.

По оценке наблюдателей, российские банки фиксируют значительный рост портфеля потребительских кредитов. В этом году аналитики ожидают рост рынка потребительского кредитования на 80%. По данным международного рейтингового агентства Fitch, объем кредитов частному сектору в России в 2004–2005 годах вырос на 19,7%, а за 2005 год объем потребительских кредитов, выданных российскими банками, вырос почти вдвое – с 528,4 млрд до 1031,2 млрд руб.

Россияне привыкают к жизни в кредит, свидетельствуют результаты опроса фонда «Общественное мнение», проведенного в апреле среди 1500 человек. Оказалось, что за последние два-три года потребительскими или банковскими кредитами воспользовались около 39% населения страны. Чаще остальных кредиты брали горожане в возрасте до 40 лет с доходом более 3 тыс. рублей на человека. Реже – жители сел (32%).

Большинство опрошенных брали кредиты на покупку бытовой техники и других товаров. Такими кредитами воспользовались 32% россиян. 9% брали кредиты на неотложные нужды. Наименее распространенными видами кредитования среди опрошенных оказалось автокредитование и ипотечное кредитование. Ими пользовались 2 и 1% россиян соответственно. По 1% опрошенных также брали кредиты на образование и на развитие бизнеса. Примечательно, что москвичи по сравнению с жителями других крупных российских городов пользовались кредитами реже. Социологи объясняют это тем, что в столице достаточно высокий уровень доходов, поэтому многие могут позволить себе купить понравившийся товар сразу, не занимая на это денег.

Среди очевидных плюсов услуги кредитования граждане называли возможность приобрести нужную вещь, когда нет другого способа достать деньги или трудно накопить необходимую сумму. Другая часть опрошенных полагает, что кредиты удобны тем, что с учетом высокой инфляции товары покупать в кредит выгоднее. К тому же отдавать долг по частям легче, чем все сразу, считают сторонники покупок в кредит.

29% россиян, воспользовавшихся кредитами, не жалеют об этом. Однако целых 9% остались своим опытом не очень довольны. 18% респондентов в возрасте 36–55 лет заявили, что при выплате долга столкнулись с некоторыми трудностями. Их смущало, во-первых, то, что «денег не хватало на текущие нужды», а во-вторых, условия кредитования российских банков показались им невыгодными. Основной аргумент противников кредитов – приходится выплачивать на 20–30% больше реальной стоимости товара.

По мнению экспертов, эта настороженность потребителей кредитов в ближайшем будущем будет преодолена. Потенциал развития рынка потребительского кредитования еще не исчерпан, поэтому в дальнейшем от банков следует ожидать интересных кредитных предложений, замечают аналитики. «В будущем, особенно если инфляцию удастся снизить, банки будут снижать процентные ставки по кредитам. Ставки – это достаточно конкурентный фактор», – говорит исполнительный директор Центра развития Дмитрий Лепетиков. «С началом полноценной работы кредитных бюро риски по невозврату кредитов в банках будут снижены, соответственно будет снижаться процентная ставка по потребительским кредитам», – уверен Дмитрий Солодов, начальник управления розничного кредитования Банка Москвы. «Рынок растёт, банки постепенно начинают бороться за клиента. Количество и качество предложений по кредитам неуклонно увеличивается», – констатирует директор департамента розничного бизнеса ОРГРЭСБАНКа Наталья Карачевцева.

Другая часть возражений оказалась связана с психологическими особенностями россиян. Кому-то не нравится ощущать зависимость от кредитора, кто-то опасается, что не сумеет соблюсти все условия кредитования и вовремя погасить долг. 1% опрошенных и вовсе настроены крайне скептически, полагая, что кредитование в нашей стране – это «жульничество».

«Такая оценка вызвана непривычностью россиян к кредитным продуктам, – говорит Дмитрий Лепетиков. – К тому же многие невнимательно читают договоры. И поэтому при нарушении условий взимание с них дополнительных сумм приводит к недоразумениям». По мнению банкиров, со временем, когда кредиты действительно войдут в привычку, сама услуга вряд ли будет вызывать негатив. «Имеющийся негатив со стороны граждан связан с тем, что на заре развития кредитования, несколько лет назад, некоторые банки нечетко прописывали в договорах условия кредитования. У многих остался неприятный осадок. Хотя немалую роль играет и менталитет россиян, – замечает Дмитрий Солодов. – Но я в корне не согласен с выражением о кредитах: берешь чужие на время, а отдаешь свои и навсегда. Некоторые, не воспользовавшись, например, ипотечным кредитом, никогда бы не смогли накопить всю сумму на покупку квартиры».

По словам Натальи Карачевцевой, европейским странам понадобилось 10 лет для того, чтобы приучить клиентов управлять своими счетами дистанционно. «Зато теперь в странах с наиболее развитыми системами коммуникаций порядка 80% всех клиентов никогда не приходят в банк, а всё обслуживание получают и осуществляют самостоятельно из дома или офиса», – отмечает эксперт. «Для нашего рынка банковское кредитование в доступной форме – относительно новый продукт. Постепенно и наши потребители научатся планировать свой бюджет, привыкнут к практически ежедневному общению со своим банком, и кредитование станет нормой жизни», – подчеркивает она. //Наталья Копылова

Газета.RU