11.04.2006

Мобильники больше не нужны. Продажи сотовых телефонов в России резко сокращаются, рынок исчерпывает потенциал роста, уверены ведущие ритейлеры


Объем розничных продаж сотовых телефонов в России в I квартале снизился по сравнению с аналогичным периодом 2005 года на 16,7%. Правда, специалисты из «Евросети» надеются, что объем продаж сотовых телефонов в рознице должен увеличиться на 19%. Однако, другие эксперты называют такие прогнозы нереалистичными. При этом и те и другие объясняют, почему падает спрос на мобильники.

Рынок розничных продаж сотовых телефонов в России в I квартале 2006 года характеризовался падением продаж сотовых телефонов по сравнению с продажами соответствующего квартала прошлого года, утверждают эксперты компании. При этом выручка от розничных продаж сотовых телефонов увеличилась за счет увеличения средней стоимости трубок.

Покупатели хотят платить больше

«Средняя цена проданного в розницу в I квартале 2006 года сотового телефона составила 193 доллара» В I квартале 2006 года на российском рынке, по оценкам «Евросети», было продано 6,53 млн. сотовых телефонов на сумму 1,26 млрд. долларов. «В I квартале 2005 года, по нашему мнению, было продано 7,84 млн. сотовых телефонов на сумму 1,19 млрд. долларов», – говорится в исследовании.

То есть объем розничных продаж сотовых телефонов в России в I квартале 2006 года по сравнению с I кварталом 2005 года снизился на 16,7% по количеству проданных телефонов и вырос на 5,9% в объеме розничных продаж в долларах.

Начиная с августа 2005 года розничные продажи сотовых телефонов в России начали сокращаться.

«В основном это связано с насыщением рынка первичных продаж сотовых телефонов и увеличением соответственно доли реплейсмента, а также частично с повышением цен на розничном рынке продаж сотовых телефонов за счет больших затрат на их доставку и растамаживание, вызванных августовским таможенным кризисом», – отмечает «Евросеть».

Средняя цена проданного в розницу в I квартале 2006 года сотового телефона составила 193 доллара. Доля продаж сотовых телефонов в дорогих ценовых сегментах значительно увеличилась по сравнению с продажами 2005 года.

«Средняя цена телефона возросла, соответственно, утверждение «Евросети» об увеличении доходов от продаж не далеко от истины. Однако связано это в основном с внешними воздействиями на рынок, нежели с тенденциями его развития», – сказала газете ВЗГЛЯД руководитель отдела по связям с общественностью группы компаний «Связной» Елена Ноготкова.

По ее мнению, в значительной степени росту средней цены на телефоны способствовал таможенный кризис августа 2005 года. «Что касается I квартала 2006 года, то наивысшей точки средняя цена достигла в феврале – 191 у.е. по нашим оценкам – и немного снизилась в марте. Это связано с тем, что в преддверии весеннего праздника значительно увеличились продажи недорогих телефонов», – отмечает Ноготкова.

Доля в выручке от розничных продаж в I квартале 2006 года сотовых телефонов в сегментах выше 200 долларов составила более 60%, отмечает «Евросеть». «Это объясняется большой долей реплейсмента сотовых телефонов и широким распространением услуги потребительского кредитования в России», – говорится в исследовании «Евросети». В I квартале 2006 года посредством кредитования было продано 1,6 млн. телефонов на сумму в розничных ценах 0,38 млрд. долларов.

Констатируя насыщение розничного рынка мобильников, эксперты «Евросети» дают оптимистичный прогноз на II квартал 2006 года. Количество проданных в розницу телефонов в России во II квартале составит 7,8 млн. штук, а выручка от розничных продаж составит 1,5 млрд. долларов. Объем продаж сотовых телефонов в рознице увеличится на 19%, прогнозирует «Евросеть».

Конкуренты «Евросети» считают предположения компании Евгения Чичваркина нереалистичными. «Спад продаж мобильных телефонов вызван насыщением рынка. Если в 2004 году рынок вырос на 70%, в 2005-м – на 20%, то в 2006 году, по нашим прогнозам, рынок вырастет максимум на 5%». Замедление темпов роста – вполне прогнозируемое явление, что свидетельствует о зрелости рынка. Прогноз «Евросети» на квартал – 7,8 млн. телефонов – выглядит довольно странным. Предпосылок роста рынка на 20% во II квартале нет. Традиционно рынок во II квартале стагнирует и не показывает хороших результатов», – сказал газете ВЗГЛЯД руководитель пресс-службы группы компаний DIVIZION, работающей в области дистрибьюции, оптовой и розничной торговли сотовыми телефонами, Очир Манджиков.

«Уменьшение количества продаваемых телефонов будет характерно для всего 2006 года, результат I квартала это иллюстрирует. Данная ситуация объясняется общим насыщением рынка», – отмечает и Елена Ноготкова.

Однако, по мнению аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, «Евросеть» в прошлом году переоценила рынок и поэтому, по их данным, в этом году наблюдается спад.

«Евросети» нужно было просто повысить инвестиционную привлекательность рынка. Они завысили объемы продаж мобильных телефонов в прошлом году. На наш взгляд, в этом году количество проданных телефонов будет идентично прошлогоднему объему. Всего в 2006 году будет продано около 33 млн. мобильных телефонов. Что же касается результатов оценки продаж в I квартале, то с ней можно согласиться. По нашим оценкам, в денежном выражении объем продаж составил 1,35 млрд. долларов, а средняя цена телефона действительно составила около 193 долларов», – сказал газете ВЗГЛЯД Эльдар Муртазин.

Спор производителей


Не совсем согласны наблюдатели и с данными «Евросети» по поводу объемов поставок крупнейших мировых производителей телефонов.

По оценке специалистов «Евросети», I квартал характеризовался «упрочением лидерских позиций по объемам розничных продаж сотовых телефонов в России компании Nоkia». Крупнейшими поставщиками сотовых телефонов на российском рынке, по данным «Евросети», в I квартале стали финская компания Nokia (26%), южнокорейская Samsung (19%), американская Motorola (18%), германская Siemens (14%), южнокорейская LG (7,5%) и шведско-японская SonyEricsson (7%).

«Nokia уже два квартала подряд лидирует по продажам, за ней идет Samsung. Однако корейский производитель не отстает от финского на 7%. Здесь явно проецирование своих продаж на доли производителей и лоббирование своих интересов», – спорит с «Евросетью» Очир Манджиков.

По прогнозам компании DIVIZION, ситуация может выровняться к III кварталу. «Samsung вполне способен вернуть себе лидерство благодаря достаточно сильной линейке телефонов, которая сейчас выходит на российский рынок. Телефоны slim-серии имеют все шансы стать бестселлерами. Другие корейские производители – LG и Pantech - также способны увеличить свои доли благодаря новым линейкам», – отмечает Манджиков.

Эльдар Бадырханов

Взгляд