10.04.2006

Аргентинская рокировка Михаила Фрадкова. Премьер завершил латиноамериканское турне



В свое время, в сентябре 1998 года, спустя всего лишь пару недель после памятного всем дефолта, еще вице-премьер Борис Федоров привез в Москву бывшего министра финансов Аргентины Доминго Кавалло. Популярный в МВФ экономист попытался научить российских коллег выбираться из финансовой пропасти за счет фактического отказа от валютного суверенитета - он предлагал России ввести currency board. Не вышло.

Эта поучительная история вспомнилась в прошедшую пятницу, когда я в Национальном конгрессе Аргентины следил за встречей нынешнего российского премьера Михаила Фрадкова с местным вице-президентом Даниелем Скиоли. Аргентинский политик больше известен не как экономист, а как спортсмен - он бывший чемпион мира по гонкам на сверхскоростных катерах. О спортивной молодости напоминает поврежденная рука. Зато известно, что в Аргентине, которую Кавалло не уберег от дефолта в декабре 2001 года, не любят либеральных экономистов. Сейчас там у власти типичные дирижисты, их привел президент страны Нестор Киршнер. Его экономический гуру – нынешний министр экономики Фелиса Мисели. Набор спасительных мер прост, но в то же время противоречив. С одной стороны, ускоренная выплата внешнего долга – в январе этого года МВФ получил назад все свои деньги (более 9 млрд. долларов). С другой - растут госрасходы. Бюджетники пробивают себе все более высокие зарплаты. Наконец, применяются и чисто административные меры наподобие недавнего запрета на вывоз «аргентинской нефти» -- говядины, занимающей 9% мирового рынка. В результате после резкого спада инфляции в 2003 году - до 3,6% - сейчас рост цен почти совпадает с российскими показателями: в 2005 году - 12,6%. Правда, в Аргентине и рост ВВП немал – более 9% годовых. В общем, параллели напрашиваются.

Не случайно Михаил Фрадков в начале встречи со Скиоли отметил, что «экономики у нас сходные и, соответственно, методы их регулирования близки».

Именно Фрадкову и пришлось стать советником для аргентинских чиновников и предпринимателей. О чем спрашивали Фрадкова? Например, о том, когда Россия вступит в ВТО. В пятницу в Буэнос-Айресе был подписан протокол об условиях двустороннего доступа товаров и услуг при присоединении России к ВТО. Неподписантами остались США, Австралия и Колумбия. С Австралией, впрочем, по неофициальной информации, вскоре все будет урегулировано.

Интересовались аргентинцы у Фрадкова и тем, когда упадут мировые цены на нефть. Хотя Аргентина и обеспечивает себя своей нефтью, ее экономика страдает от роста бензиновых цен. Российский премьер снижения цен не прогнозировал, но дал понять, что Россия будет увеличивать поставки нефти на мировые рынки и строить новые трубопроводы. Он подчеркнул, что хотя трубопроводная система и остается в госсобственности («для России это важно»), иностранные инвестиции в нее будут только приветствоваться, а допуск производителей к ней - расширяться.

Фрадков рассказал аргентинцам и о том, как подавить инфляцию. Главное – поставить точный диагноз, а то «лечим голодом то, что нужно побороть усиленным питанием». Видимо, "доктор Голод" - это симбиоз Кавалло и Кудрина, мешающих своими методами подавления инфляции стимулированию роста ВВП.

Аргентинские экономисты остались довольны мастер-классом российского премьера. Во всяком случае, они готовы снять ограничения на поставку в Россию говядины – а это 25% российского мясного импорта.

Константин Смирнов / БУЭНОС-АЙРЕС

Газета