10.04.2006

Иномарки не сбавляют скорость. Темпы роста рынка иномарок замедлились, но совсем незначительно



Высокие темпы сохраняются благодаря тем компаниям, что наладили в России производство своих моделей: их показатели растут выше среднего по рынку.
Как и в прошлом году, лидирует на рынке брэнд Hyundai, а самой популярной моделью пока является Daewoo Nexia.
"Бизнесу" стала известна первая десятка по продажам иномарок в России в первом квартале 2006 года. В общей сложности десять иностранных компаний реализовали почти 136 тыс. легковых автомобилей (без учета легких коммерческих). В первом квартале прошлого года на долю top10 пришлось 83,5% продаж.
Если эта пропорция сохранилась, весь рынок в январе- марте 2006 года составляет 162-163 тыс. новых иномарок (более точные итоги "Бизнес" подведет в одном из ближайших специальных обозрений), соответственно, рост приблизился к 45,5%.
Это чуть меньше, чем 50% роста в прошлом году - в то же время аналитики прогнозировали более серьезное падение темпов роста. Поскольку первый квартал обычно дает 18% от годового уровня продаж, можно ожидать, что рынок в этом году, как и предсказывал "Бизнес" в конце 2005 года, будет на уровне 890-900 тыс.
новых иномарок. Тогда аналитики рынка и маркетологи автомобильных компаний сочли прогноз "Бизнеса" слишком оптимистичным.
По сравнению с первым кварталом прошлого года в первой шестерке произошли существенные изменения (см. таблицу). Однако отметим, что Daewoo потеряла первое место уже во втором квартале 2005 года. Узбекская марка единственная в top-10, которая не смогла увеличить свои продажи даже на полпроцента.
А единственная марка из первой шестерки, которая смогла увеличить продажи выше рынка,- Ford. Тем не менее отметим, что в первом квартале прошлого года Ford выступила хуже ожидаемого из-за снижения объема производства Focus на заводе во Всеволожске в связи с переходом на новое поколение модели.
Хуже остальных в первой шестерке росли продажи двух японских марок и Chevrolet.
Продажи Niva стремительно падают, и Chevrolet спасло только появление бюджетной модели Lanos. "На Niva не лучшим образом сказались споры между СП GM-АвтоВАЗ и самим АвтоВАЗом. У Mitsubishi основной конек - Lancer, который несмотря на недавний фейслифтинг стремительно устаревает. Также ниже рыночного падает интерес к Toyota, что вызвано высокой ценой на модели",- считает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов.
В этом году сразу четыре новых компании сумели преодолеть планку в 10 тыс. проданных машин за три месяца.
В лидерах - те, кто наладил локальную сборку автомобилей. Kia и Renault выросли более чем в два раза и сумели опередить Nissan, которая также показала рост выше рыночного и также взяла планку в 10 тыс. автомобилей. "Едва локализовав производство, Kia и Renault добились хорошего результата, преодолели отметку в 10 тыс. машин за квартал: то есть локализация позволяет существенно расширить рынок",- считает Агибалов.
Если Daewoo потеряла место в зачете по маркам, то по моделям Nexia остается на первом месте. С формальной точки зрения выиграл Ford Focus. Однако, представительство Ford добавляет к продажам этой модели реализацию мини-вэна CMax, хотя это и разные модели, пусть и на одной платформе.
С C-Max Focus действительно первый, а в представительстве Ford категорически отказываются раскрывать количество проданных мини-вэнов. По данным "Бизнеса", продажи CMax составляют несколько сотен машин: соответственно Focus фактически занимает второе место. Впрочем, по мнению Агибалова, в ближайшее время с наращиванием производства Focus вернется на первое место.
В топовой дюжине моделей (туда попали только те автомобили, чьи продажи оказались больше 3,5 тыс. машин) три новичка. Сборка Renault Logan и Kia Spectra началась во втором и третьем кварталах прошлого года соответственно, а импорт Chevrolet Lanos с Украины по цене $8,9 тыс.- и вовсе в ноябре. Более доступный Logan едва не ворвался в пятерку, Lanos уступает ему, вероятно, только за счет того, что имеет лишь одну, минимальную, комплектацию.

РОМАН ГУЛЯЕВ

Деловая газета "Бизнес"