10.04.2006

Заправщиков вывели на чистый керосин. ФАС нашла причину дорогих авиабилетов



Антимонопольное ведомство обвиняет аэропорты в искусственном завышении цен на авиакеросин и требует предоставить авиперевозчикам альтернативных заправщиков.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает, что одна из причин высоких цен на билеты – высокая цена на авиатопливо. Правда, она является таковой отнюдь не из-за высоких цен на нефть. Причина в том, что заправщики, по мнению ФАС, продают авиакеросин авиакомпаниям по завышенным ценам, пользуясь монопольным положением на рынке. Поэтому ФАС предписала аэропортам России устранить монополии при заправке самолетов топливом. Ведомство направило во все аэропорты России письма с требованием «гарантировать возможность доступа альтернативных поставщиков авиатоплива», – сообщил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин в пятницу.

По словам замминистра, именно из-за монополизированной ситуации с топливом в России, цены на него несоизмеримо высоки. Цена авиакеросина, по словам Голомзина, в российских аэропортах в среднем выше цены в Западной Европе на 10%.

В связи с этим «многие миллионы российских граждан не смогли воспользоваться услугами авиакомпаний, поскольку цена на топливо включена в цену билета», – добавил замглавы ФАС (топливный сбор сейчас составляет $15-20. – «Газета.Ru»). В подтверждение своим словам Голомолзин привел цифры: темпы роста перевозки пассажиров в 2005 году снизились до 3,4%, тогда как в 2004 году этот показатель составлял 16,4%.

В разных аэропортах существует своя система взаимоотношений с топливно-заправочными комплексами (ТЗК). Большинство ТЗК в России действительно частично или полностью принадлежат аэропортам, но иногда ТЗК представляют собой самостоятельный акционерные общества. Такая схема, например, действует в столичном аэропорту Шереметьево. Таким образом, ФАС не во всех случаях может предъявлять претензии непосредственно аэропортам, замечают опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.

Представители аэропортов утверждают, что предоставляют авиаперевозчикам топливо далеко не по самым высоким ценам. Так, в Шереметьеве цены на топливо держатся на демократичном уровне – тонна керосина стоит около $600. Однако в региональных аэропортах цены гораздо выше – например, в аэропорту Екатеринбурга Кольцово, по данным на 7 марта 2006 года, цена за топливо составила 18,5 тыс. рублей – примерно те же $600, но уже без НДС. Средняя цена на начало февраля 2006 года по России составляла $675 за тонну без НДС, в то время как в Европе тонна авиакеросина с учетом всех налогов стоит $693.

Как рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь авиакомпании «Аэрофлот» Ирина Данненберг, «монополия на рынке ТЗК приводит к безумной цене на топливо, особенно в региональных аэропортах. В Астрахани мы покупаем топливо за $980 за тонну, а в Хабаровске топливо дороже, чем в Сеуле».

% «Так что мы положительно относимся к инициативе ФАС, – пояснила представитель «Аэрофлота». – Будет возможность выбора. К тому же необходимо организовать биржи, которых в России тоже, к сожалению, нет, поэтому российские авиаперевозчики и вынуждены покупать топливо по баснословным ценам». Пресс-секретарь красноярского аэропорта Емельяново Ольга Трапезникова также считает, что антимонопольная политика ФАС должна пойти на пользу рынку. «Но вряд ли простое наличие нескольких топливных поставщиков в каждом аэропорте способно значительно снизить цены на топливо и билеты, для этого нужны какие-то более кардинальные меры», – полагает она.

Правда, один из экспертов рынка, пожелавший сохранить анонимность, объяснил «Газете.Ru», что меры, предлагаемые ФАС, слабореализуемы: «Монополия на этом рынке будет присутствовать объективно, потому что никто не построит в аэропорте еще одну структуру, аналогичную ТЗК, – это очень дорого».

«Авиакомпании требуют дать им возможность хранить купленное самостоятельно топливо в танкерах аэропорта, но ТЗК все равно будет оказывать свои услуги, без этого не обойтись. Поэтому прибавка к цене все равно будет», – добавляет собеседник «Газеты.Ru». «Мировая практика такая, что несколько ТЗК обслуживают один аэропорт, – замечает в ответ на инициативу ФАС пресс-секретарь екатеринбургского аэропорта Кольцово Юлия Федотова. – Так что конкуренция, конечно, будет. Но возможно, что даже при наличии нескольких поставщиков, возможна такая же ситуация, как с бензином в прошлом году, когда о повышении цены договорились все поставщики, которые довольно долго удерживали высокую цену». //Анна Дорофеева

Газета.RU