07.04.2006

Страна витает в облаках. Компания NetJets Europe объявила о рекордных темпах роста перевозок в России



АННА БАЖИНА

Компания NetJets Europe, специализирующаяся на частных авиаперевозках, объявила о рекордных темпах роста перевозок в России.
За четыре года число полетов, совершенных самолетами компании в Россию и из России, увеличилось в четыре раза. Аналитики отмечают, что рынок VIP-перевозок в нашей стране растет опережающими по отношению к мировому и европейскому рынку темпами на 30% в год: по их оценкам, он дорос до $750 млн.
Крупнейший в Европе частный авиаперевозчик, компания NetJets Europe объявила о рекордном росте. За три года работы компании с российскими клиентами Москва вошла в десятку самых популярных направлений компании в Европе. Объемы перевозок в Россию и из России возросли в четыре раза, с 435 рейсов в 2003 году до более 1800 рейсов в 2005 году.
В целом в 2005 году NetJets Europe осуществляла в среднем 120 рейсов в день, и общее число полетов в 2005 году превысило показатель предыдущего года на 36%. В связи с таким ростом авиакомпании пришлось расширить свой флот в 2005 году на 50% до 87 самолетов. В парке компании семиместные самолеты Hawker 400XP и 14-местные Gulfstream 550.
Аналитики отмечают, что этот сегмент рынка последние годы стремительно растет.
"Рынок VIP-перевозок в России растет опережающими по отношению к мировому и европейскому рынку темпами на 20-25% в год",- говорит руководитель аналитического отдела "Авиапорта" Олег Пантелеев. Александр Евдокимов, генеральный директор компании JetTransfer, специализирующейся на организации чартерных рейсов бизнес-класса, называет цифру 30%. "У нас зафиксирован рост 40-50%.
А у маленьких компаний он может быть меньше",- говорит он.
Предпосылки такого роста понятны. "У нас довольно много богатых людей, которые могут себе позволить купить самолет или взять в аренду.
Кроме того, Россия - огромная страна, людям необходимо летать от предприятия к предприятию. Зачастую неудобно ждать регулярного рейса",- считает аналитик. Олег Пантелеев напоминает, что у российских пользователей услуг бизнес-авиации до сих пор нет возможности приобрести, зарегистрировать в России и эксплуатировать современные воздушные суда без уплаты пошлин. Большинство российских компаний или бизнесменов приобретают и регистрируют самолет за рубежом. Когда необходимо, он перелетаетсюда, выполняет рейс и возвращается на место своего базирования за рубежом. "Это приводит к заметным потерям для российского бюджета",- напоминает аналитик.
Такая схема не очень удобна, и зачастую российские компании и частные лица предпочитают взять самолет в аренду.
Услуга, которую предлагает NetJets, отличается от других частных российских перевозчиков. Компания предлагает программу долевого владения, при которой клиент может приобрести долю самолета в соответствии с объемом необходимых летных часов. "Например, при приобретении одной шестнадцатой доли самолета, клиент получает право на 50 часов летного времени в год",- поясняют представители NetJets. "Если компании нужно минимальное количество часов, выгоднее заказать чартерный рейс. А если полетного времени набирается в год 60-120 часов, то можно воспользоваться схемой долевого владения",- говорит Олег Пантелеев. Подобная услуга другими компаниями на российском рынке не предоставляется. Возможно, рост NetJets обусловлен и отсутствием прямых конкурентов.
По мнению гендиректора JetTransfer Александра Евдокимова, наши бизнесмены пока не привыкли к этой схеме.
"Может быть, со временем это изменится, но сейчас полный чартер больше востребован",- говорит он.
Впрочем, по словам Олега Пантелеева, если у компании большая загрузка, выгоднее иметь собственный самолет.
"Количество самолетов, находящихся в собственности у российских компаний, превышает количество машин в долевом владении",- говорит он. По данным аналитика "Центринвест" Михаила Ганелина, сейчас в России около 100 самолетов находится в собственности компаний. И уже на 2006 год размещено заказов на 60-70 самолетов.
И если эксплуатировать собственный самолет в рамках российского законодательства сложно, то условия для авиакомпаний-частных перевозчиков постепенно улучшаются.
Когда NetJets выходили на российский рынок, эксперты сомневались в том, что проект будет успешным. Дело в том, что компания обещала предоставить самолет клиенту при уведомлении за шесть часов до полета. Участники рынка уверяли, что получить разрешение на полет в такие сроки практически невозможно. Однако сейчас некоторые частныеперевозчики могут организовать полет и за три часа. "Как показала практика, в частном порядке эти разрешения выдаются несколько быстрее предельных сроков,- говорит Олег Пантелеев.- Получение необходимых разрешений, как правило, не является неразрешимой проблемой".
Деловая газета "Бизнес"