07.04.2006

Продавец не пройдет. Один из занятных трендов за рубежом можно назвать новоизобретенным словом "консюмерция"



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

Один из занятных трендов за рубежом можно назвать новоизобретенным словом "консюмерция". Так будет короче всего: консюмеризм плюс коммерция, в итоге получаем искомое понятие. Эти самые консюмерческие проекты замешаны на нескольких популярных явлениях в Сети: социальных сетях, сообществах покупателей, партнерских программах и отдельных функционалах крупных онлайновых ритейлеров.
Вкратце общая идея такова: люди в Сети советуются, что лучше прикупить, потом рассказывают, насколько удачной оказалась покупка, рекомендуют товары другим и получают немного денег, когда по их рекомендации ктото еще покупает очередную электровафельницу или плеер. Эта общая идея обрастает всякими "штучками" вроде каталогизации товаров самими пользователями, автоматически высчитываемых рейтингов и тому подобных приятных мелочей в стиле web 2.0.
В ноябре 2005 года Yahoo! запустил такой проект, назвав его Shoposphere, правда, тогда еще без важной составляющей в виде платежей пользователям. За прошедшие полгода с небольшим появилось еще несколько аналогичных проектов, некоторые буквально на днях или вотвот собираются запускаться официально. Основная концепция создания подобных консюмерческих сервисов проста: собираем в одной точке все самое хорошее, что было в сервисах-прародителях. В итоге по идее должен получиться прекрасный отпрыск, который завоюет сердца пользователей и партнеров-магазинов. Но может и не завоевать, по крайней мере, в Рунете.
Суть в чем: партнерские программы существуют давно, более или менее успешно, но в Рунете - скорее менее.
Сообщества людей, где делятся информацией о магазинах и товарах, существуют тоже много лет, используя самые разные, в том числе совсем незамысловатые, технические возможности форумов или блог-хостингов. Партнерские программы изначально ориентированы на деньги: владельцы небольших и средних сайтов участвуют в них в надежде получить побольше денег за покупки, совершенные людьми, которых они привлекли в онлайнмагазин. Получить побольше денег пытаются всеми правдами и неправдами; в результате с завидным постоянством владельцы партнерских программ обвиняют веб-мастеров в накрутках, последние в ответ считают "партнерщиков" злостными "кидалами", не желающими платить денег. В общем, полная паранойя и тотальное недоверие.
А консюмеристские сообщества всех форматов имеют благую задачу - создать пространство, где можно поделиться информацией и опытом. Когда туда приходят пиарщики и пытаются свой товар отрекламировать, их обычно быстро вычисляют и освистывают, пусть даже их товар трижды хорош. Люди пришли за достоверной информацией от таких же покупателей, как они сами.
Так что совсем неясно, насколько среди рядовых покупателей будет популярна социальная сеть, в которой у значительной части народа задача - не честно рассказать обо всех минусах и плюсах товара, а просто продать его и получить процент. Альтернативные сервисы, не завязанные на деньги, у пользователей вроде есть. Так что вполне возможен такой вариант: возникнет сообщество продавцов, рекомендующих друг другу товары, которых, может, они сами и в глаза-то не видели. Книжки уйдут на второй план - с них немного получишь. Все с придыханием будут рассказывать друг другу, например, о волшебной глубине цвета телевизоров с гигантскими экранами… Получаются полный абсурд и смерть идеи на корню.
По крайней мере, такие невеселые картины рисует воображение, когда представишь, что кто-то решил привить эту модель проекта в Рунете. За границей, возможно, будет иначе: в конце концов, и партнерские программы там гораздо лучше развиты.


Деловая газета "Бизнес"