07.04.2006

Россия наиграла на $200млн. Число жителей России геймеры превысили вдвое



АЛЕКСАНДРА КРЕКНИНА

С населением Китая количество игроков в компьютерные игры не сравнится, но число жителей России геймеры превысили вдвое.
По данным производителя чипов Intel, сейчас в мире насчитывается более 300 млн увлеченных компьютерных игроманов.
В России игроков более 16 млн, а объем рынка увеличивается ежегодно почти вдвое: за прошлый год оборот белой российской индустрии игр достиг $200 млн, увеличившись почти со $100 млн в 2004 году. В то же время пираты сдают позиции: за прошлый год они потеряли почти 20% рынка.
В мире компьютерными играми увлекаются 300 млн человек. Большинство из них играют от случая к случаю, но 10-15 млн человек - регулярно. Сегодня в мире насчитывается 150 млн любителей коллективных сетевых игр, из них более 40 млн играют по Сети регулярно. Этого количества хватило для того, чтобы по оборотам мировая индустрия видеоигр обогнала киноиндустрию еще год назад, достигнув $24,5 млрд. Устойчиво прирастая на 20% в год, уже к 2008 году объем этого рынка может вырасти более чем в два раза - до $55 млрд, считают эксперты консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers.
Россия не отстает от остального мира: в течение последних трех-четырех лет объем игрового компьютерного рынка стабильно увеличивается, по разным оценкам, примерно на 40-50% в год. Сегодня продажи популярного игрового хита могут достигать 500 тыс. копий по легальным каналам и до 1 млн - по нелегальным, пиратским. По данным EnterMedia, российская аудитория компьютерных игр - это 16,7 млн пользователей компьютеров в возрасте от 10 лет. При этом более половины этой аудитории (если быть более точными, то 8,7 млн человек) используют свой компьютер преимущественно для игр.
Оценить полные объемы российского рынка игр для PC непросто, утверждают эксперты, ссылаясь на то, что пиратскую часть рынка посчитать довольно сложно. Однако в оценках белого, легального сектора все сошлись на одной цифре. "По нашим оценкам, объем рынка видеоигр в 2005 году достиг $200 млн",- заявил "Бизнесу" президент Nival Interactive Сергей Орловский. По его подсчетам, при средней розничной цене на диск в 150 руб., в штучном выражении это больше 40 млн копий. С калькуляцией президента Nival соглашаются и другие участники рынка. "Действительно, объем продаж легальныхдисков приблизился к $200 млн",- подтвердил менеджер отдела лицензирования и продвижения продукции "1С" Анатолий Субботин, прибавив, что его компания в 2005 году продала около 8,5 млн CD с играми только собственного производства. Оборот индустрии компьютерных игр годом раньше директор игрового направления "Новый диск" Дмитрий Бурковский оценил почти в $100 млн. "За прошлый год рынок игр для PC вырос примерно на 50%. Такие темпы сохраняются уже продолжительное время",- добавляет PRменеджер "Руссобит-М" Виктория Трикоз.
Любопытно, что год от года пираты сдают позиции. Если, по оценкам руководителя отдела лицензирования и продвижения компании "1C" Николая Барышникова, еще несколько лет назад пиратскими были до 90% рынка, то сейчас, утверждает его подчиненный Анатолий Субботин, соотношение легальных и поддельных дисков находится в пределах 65% к 35%, причем далеко не в пользу добросовестных производителей и дистрибуторов. "Еще год назад пираты контролировали до 70% рынка, а теперь их доля сократилась до 50%. Принимая во внимание этот факт, можно сказать, что полный объем рынка игр для PC составляет около $400 млн",- высказывает свою точку зрения Сергей Орловский. По его словам, главную роль в процессе обеления игрового рынка сыграли не столько сравнявшиеся цены на легальную и пиратскую продукцию, сколько расторопность российских разработчиков игр. "Главным преимуществом пиратов было то, что они намного быстрее локализовали западные игрушки, в то время как у официальных дистрибуторов уходило на все согласования с правообладателями до нескольких месяцев",- продолжает Анатолий Субботин. Теперь официальные дистрибуторы западных игр реагируют куда быстрее - иностранная новинка появляется в России через пару недель после премьеры у себя на родине. "Российские игры подделывают меньше - только каждый третий диск нелегальный",- утверждает менеджер "1С". Причина кроется в том, что на этом сегменте у изготовителей нелегальных копий нет ни временного преимущества, ни существенной форы в цене.

Деловая газета "Бизнес"