06.04.2006


МТС заполняет склады "аймодом". МТС оказалось мало уже купленных телефонов с i-mode





АЛЕКСАНДРА КРЕКНИНА



Вчера оператор заказал новую партию трубок с "самурайским" WAP у японского мобильного вендора NEC: 40 тыс. телефонов прибудут в Россию во втором квартале. Аналитики считают, что заказ МТС залежится на складах: новый сервис, набрав пока около 50 тыс. пользователей, не показывает быстрых темпов развития.

Вчера российская "дочка" японской корпорации NEC объявила о новом контракте с МТС на поставку 40 тыс. сотовых телефонов. Во второй четверти 2006 года производитель трубок привезет для российского оператора телефоны шести моделей, три из которых поддерживают сервис i-mode. Впрочем, основная часть поставок придется именно на телефоны с японским ноу-хау.

Для чего МТС понадобилась новая партия трубок, для рынка не понятно. По оценкам аналитика J'son & Partners Сергея Савина, на начало года количество подписчиков i-mode достигло 25 тыс. "Сейчас клиентов сервиса едва ли больше 50 тыс.",- утверждает аналитик "Сотовика" Сергей Аверин.

При этом объемы первой поставки телефонов с доступом i-mode должны полностью покрыть потребности оператора на ближайшие полгода-год. Как подтверждают в МТС, в первой партии NEC трубок с imode было столько же - 40 тыс. В самой NEC называют другую цифру: 100 тыс.

телефонов с начала сотрудничества с МТС. Другие производители "самурайских" телефонов для МТС - LG и Samsung - в прошлом году привезли примерно по 40 тыс. телефонов. Таким образом, их суммарное количество составляет 150-180 тыс. "Мы поставили МТС сопоставимое количество аппаратов",- заявил "Бизнесу" менеджер по маркетингу продукции отдела телекоммуникаций Samsung Electronics Игорь Дугинов, говоря о новом контракте МТС и NEC на 40 тыс. телефонов. По его словам, сейчас и Samsung отгружает МТС партию новой модели с поддержкой i-mode - слайдер 400i.

Такое количество телефонов МТС просто ни к чему, считают аналитики. "Дела у МТС с продажей телефонов i-mode идут не так гладко, как им хотелось бы,- это же очевидно. Не будь проблем с распространением сервиса, они не стали бы предлагать трубки за полцены и строить на этом свой маркетинг услуги",- говорит аналитик "Праймконсалт" Маргарита Зобнина. Однако в NEC смотрят в будущее с оптимизмом. "Мы ожидаем продолжения существенного роста продаж. На сегодняшний день поставлено около 200 тыс. телефонов, поставки идут в соответствиис заказами дистрибуторов и партнеров",- рассказал "Бизнесу" генеральный директор "НЭК Инфокоммуникации" Михаил Заскалет. Да и МТС настроена довольно решительно: по собственным прогнозам оператора, в 2006 году абонентская база i-mode должна перейти с десятков тысяч пользователей на качественно новые величины - сотни тысяч.

Вот только эксперты не верят. По мнению директора по внешним коммуникациям MOST Marketing Антона Васильева, сервис развивается не так динамично, как хотелось бы руководству МТС. "Потенциальная аудитория i-mode, а это примерно десятая часть их абонентской базы, еще не оценила сервиса,- считает он.- Пусть по качеству он в чем-то и превосходит аналоги, но де-факто оказывается невостребованным и непонятым рынком".

ДЛЯ РОССИИ I-MODE - это интернет-сервис для сотовых телефонов. Но в Японии этому определению придают куда большее значение. Сервис, появившийся 22 февраля 1999 года в сети оператора NTT DoCoMo (когда работавшие в собственном стандарте PDC японские сотовые операторы еще не предоставляли услуги на основе WAP, GPRS и сходных технологий передачи данных по радиосетям), i-mode стал для японцев главной мобильной забавой, более того, образом жизни - окном в интернет. С момента запуска этого сервиса к нему ежедневно подключались 50-60 тыс. новых пользователей. Сегодня их число в Японии приблизилось к 50 млн. Успех сервиса вдохновил и других операторов, европейских и американских, на создание аналога японской находке. Не мудрствуя лукаво, в США его назвали mMode.

Но в Европе сервис не пошел. За несколько лет работы в сетях десятка европейских операторов японское ноу-хау собрало всего 5 млн подписчиков. В России аналитики рынка также не ждут i-mode-бума и повторения японского сценария.

Деловая газета "Бизнес"