05.04.2006

Google и Yahoo! станут угрозой для сотовых сетей



АЛЕКСАНДРА КРЕКНИНА

Бизнес - крупный, средний и малый - основной двигатель в развитии мобильных технологий на ближайшие несколько лет, а вовсе не обычные пользователи с их любовью к картинкам и рингтонам.
Такой вывод делают исследователи Gartner, рассуждая о будущем беспроводной связи в ближайшие пять лет. Футуристические прогнозы западных аналитиков в России не сбудутся в полной мере - наш сотовый рынок, пусть и на шаг, но отстает от мирового, считают российские эксперты.
На проходящем в Лондоне саммите беспроводных технологий аналитики авторитетной исследовательской компании Gartner попытались помирить фантастику с реальностью, представив список основных тенденций развития мобильных технологий на ближайшие пять лет.
Сотовый Google "Над бизнесом мобильных операторов нависла угроза. Исходит она, как ни странно, от гигантов интернета, таких как Google и Yahoo!",- начал свое выступление вице-президент исследовательской компании Gartner Ник Джонс (Nick Jones). Странное, казалось бы, заявление вскоре обрело ясность: по словам Джонса, интернет-гиганты разрабатывают новые агрессивные бизнесмодели для того, чтобы "откусить" долю многомиллионной сотовой аудитории. На базе Web 2.0 интернетчики хотят сделать специальные приложения, сервисы и поисковые системы для мобильных телефонов абонентов, оставив сотовым операторам лишь роль транспортной компании. "Самый разумный способ для сотовых операторов - создавать альянсы с интернет-компаниями и совместно разрабатывать новые приложения",- подчеркивает эксперт Gartner, напоминая о соглашении Vodafone и Google по развитию поисковых сервисов для мобильных телефонов и успехе технологии Internet Instant Messaging в мобильной среде.
Этот тренд на мировом сотовом рынке уже набирает обороты: за прошедший год владельцы сервисов в интернете заключили не одну сотню контрактов с мобильными операторами. Однако в России, считают наши аналитики, идея, предложенная Gartner, не станет универсальной тенденцией. "Специфика российского рынка такова, что интернеткомпании фокусируются на собственном бизнесе, сотовики - на своем, и пока никто серьезно не заглядывается на чужое поле",- констатирует аналитик J'son & Partners Борис Овчинников.И действительно, пока версии популярных в Сети сервисов выпускаются без участия операторов, стоит только вспомнить WAP-поисковик mail.ru, запущенный в конце марта. Однако во втором эшелоне сотовых вендоров уже началось движение: Voxtel начал предлагать телефоны с "зашитыми" сервисами от Rambler: почтой, новостями, фотоальбомом и порталом Rambler Mobile. Пока это скорее исключение из правила, нежели тенденция.
Большой, мобильный, конвергентный В отличие от коллег по цеху, аналитики Gartner говорили не столько о росте тех или иных сегментов рынка, сколько предрекали реальное воплощение довольно сложных технологий. Так, по их мнению, в ближайшие пять лет воплотится в жизнь и станет массовой концепция мобильного офиса. Не такого, как сейчас, когда под мобильным офисом подразумевают доступ к корпоративной почте, а настоящего, как на рабочем месте, с доступом к корпоративным базам данных, системам управления и логистики, внутренним информационным приложениям и телефонам. "Интеграция всех систем - вопрос недалекого будущего и зависит по большей части от активности разработчиков софта",- заявил Ник Джонс. По мнению Gartner, очень скоро концепция мобильного офиса станет массовой и очень популярной услугой для корпоративных клиентов сотовых операторов.
"Конвергенция, действительно, одна из самых перспективных концепций развития мобильного рынка,- соглашается аналитик IDC Russia Наталья Короткова.- Вскоре появится ее реальное воплощение, но пока в наиболее инновационных отраслях". IDC проводила свое исследование развития мобильных технологий в Европе, и аналитики компании пришли к выводу, что современные компании воспринимают мобильность и скорость доступа к информации как один из ключевых факторов успешного развития. По прогнозам этой исследовательской компании, в ближайшем будущем телекоммуникационный рынок будет развиваться, исходя из запросов малого и среднего бизнеса: будут расти сегменты корпоративных IP-сетей, мобильного банкинга, мобильной коммерции и в целом неголосовые услуги. "Пусть динамика роста и не очень высокая - 16,4% неголосовых сотовых услуг в 2005 году и 17% в 2006,- но тенденция налицо,- рассуждает аналитик IDC Russia.- Однако не все выводы по Европе можно экстраполировать на Россию".
Борис Овчинников припоминает и историю с выдачей лицензий на связь третьего поколения. "Шансов на то, что лицензии на 3G выдадут в 2006 году, немного",- говорит он.
Сами сотовые операторы настроены более оптимистично. "Создание мобильных офисных систем очень перспективно. С развитием малого и среднего бизнеса появится потребность в быстром и надежном доступе к информации, которой можно управлять и удаленно,- размышляет директор по маркетингу компании МТС Гаррет Джонстон.- И мы, конечно, пойдем им навстречу".
Пресс-секретарь "Вымпелкома" Юлия Остроухова соглашается, что системы управления бизнесом с мобильного телефона, которым Gartner предрекает успех в мировых сотовых сетях, и у нас станут реальностью.
"Сейчас мы развиваем некоторые услуги как раз из концепций будущего, где, например, объединены сервисы определения местоположения, поиска в интернете и другие инновации",- говорит она.

Деловая газета "Бизнес"