03.04.2006

Мелочь, а приятно. Как не разориться на дешевых покупках



ЕЛЕНА ОГНЕВА

Весной многие магазины начинают расставаться со всем тем залежалым товаром, который не удалось продать за зиму. Вполне приличные вещи уходят по не вполне приличным ценам. В смысле – очень дешево. В эти дни в странах Европы за универсальную цену в 1 евро можно приобрести книги, переставшие быть новинками, теплые носки и подарки на следующий день святого Валентина, а также банки с консервированными огурцами и замороженные овощи, которые должны уступить место на полках для свежей зелени.

Дело, может, еще и в том, что с весной, с приходом тепла, торговать можно прямо на улице. В Москве, скажем, уже появляются раскладные столы со всякой всячиной за чисто символическую плату. Правда, и она с каждым годом растет. Сейчас уже редко где встретишь такие развалы со стоимостью всего товара в 10 рублей. Хотя еще года три назад за десятку можно было стать счастливым обладателем пары резиновых перчаток, заколок для волос, батареек, а также наборов ручек и фломастеров, которые, правда, на следующие же сутки переставали писать. В этом году цены выросли раза в три. Так, один из крупнейших сетевых супермаркетов столицы объявил, что у них до 11 апреля «все за 33руб. = 1 евро». Жестоко обманут будет тот, кто поверит, что за эти деньги действительно продают «все». Ассортимент у магазина огромный, и речь, естественно, идет только о некоторых товарах. В основном это продукты. К примеру, банка оливок или грибочков в маринаде, упаковка селедочки в масле, литровая коробка якобы натурального сока, а также пиво на любой вкус.

В Россию традиция таких весенних распродаж пришла из-за рубежа. Западные специалисты по мёрчендайзингу (или искусству продавать) изучили психологию покупателя и обнаружили в нас с вами большую слабость к так называемым импульсным покупкам. В одноевровых акциях такая завлекалочка – низкая цена на все-все-все. На таких акциях предприниматели зарабатывают больше, чем в любое другое время года.

Как надувают скандинавов

Весна – время обновления, и этот витающий дух расставания с прошлым чутко улавливает скандинавская торговля. Правда, делает это парадоксальным образом, пытаясь сбыть лежалый товар, не находивший спроса зимой. Крючок, на который попадаются шведы, норвежцы и датчане, примитивен, но цепляет за портмоне намертво – это крайняя дешевизна продукта в сочетании с необычным способом его подачи. «Смотрите, у меня в руках крошечный комочек, но, надув его, он превращается в большую спортивную сумку!» – вещает продавец в центре Стокгольма, пытаясь вдохнуть жизнь в кусок синтетики, спрессовавшийся в камень за годы прозябания на складах.

Если сам продукт поразить не может, в дело идет упаковка. Торговцы любят запихивать всякую мелочь – от наборов для шитья до жвачек – в пасхальные яйца, мигом расходящиеся в преддверии светлого праздника. Ленивые поступают еще проще, облепляя свои лавки наклейками «Десятикроновая неделя». За 10 крон (это около одного евро) народ надеется проникнуть в пещеру Али-Бабы, ломится к выставленным в магазине корзинам и сметает весь зимний неликвид.

Алексей СМИРНОВ, Стокгольм



Удовольствий пучок всего за пятачок

Каждый выходной день для Курта и Ренаты начинается с помойки. Точнее, с тех самых зажиточных улочек, где прижимистые хозяева выбрасывают на улицы мебель, электронику и одежду. У будущего дизайнера Ренаты, подрабатывающей на учебу в «Макдоналдсе», уже сейчас осуществляется мечта, куда более подходящая для высокооплачиваемого «среднего» класса. Она обустраивает их с Куртом «гнездышко» в стиле «ландхауз». Дорогостоящая имитация под деревенскую старину выставлена во многих престижных бутиках. Но на то в Германии и существуют «фломаркты», чтобы на этих блошиных рынках можно было по максимуму удовлетворить свое потребительское счастье при минимуме денежных средств. Ибо где еще получатель месячного пособия в 300 евро купит для своей «половинки» пусть слегка подержанную, но все еще роскошную дубленку всего за один общеевропейский «рубль»!?

Ну, а нищенствующие эстеты могут подарить пышный букет любимой, имея в кармане всего пятерку. Достаточно для этого устремиться в глубь никем не охраняемой поляны с гладиолусами, лилиями или подсолнухами. Таковые имеются даже в центральной части Мюнхена, Нюрнберга или Аугсбурга. Сам выбирай, сам срезай. Только не забудь вернуть на полочку у жестяной копилки фермерские ножницы и опустить в прорезь именно ту символическую сумму, что указана на прибитой к столбику фанерке.

Сергей ЗОЛОВКИН, Мюнстер–Берлин–Мюнхен



Чем пахнут распродажи

Традиционные распродажи бывают в Бельгии дважды в год: зимой и летом. Одежда, обувь, бытовая техника и много всякой мелочи выставлены на вешалках, разложены на столах, свалены в огромных коробках. Ройся – не хочу. Все за полцены, а то и дешевле.

У этих распродаж свой вкусный запах: вот румянятся на вертеле цыплята, а вот на гриле шипят колбаски, здесь кипит острый суп из морских улиток-эскарго, а там пенится пиво. И конечно, карнавальное шествие.

А в коммуне Сен-Жиль проходит праздник иного рода. На площади перед мэрией на три дня сооружают павильон. За вход – десять евро, а вместо билета – стеклянный бокал с гравировкой «Фестиваль вина в Сен-Жиле». Под тентом павильона – не протолкнуться, и все с бокалами. Поток движется от белых эльзасских вин через пурпурные бургундские и «кот-дю-Рон» к терпким бордо, десертным шарантам и коньякам. Бельгийцы не только дегустируют, но и много покупают по «ярмарочной цене». На фестиваль привозят хорошие вина всего за 3–4 евро. Даже благородные бутылки стоят 6–15 евро, что на треть дешевле магазинных цен.

Александр МИНЕЕВ, Брюссель


Новые Известия