30.03.2006

Тарифы на широкополосный доступ в интернет в 2006 году упадут на 20%



АЛЕКСАНДРА КРЕКНИНА

Цены на подключение к интернету по "широкой полосе" - Ethernet, ADSL, WiMax- снизятся в текущем году еще на 20%,- прогнозируют аналитики J'son & Partners, опираясь на данные собственного исследования рынка. Несмотря на высокие ставки "Ростелекома" и МТТ на пропуск трафика, у провайдеров есть резерв для снижения тарифов, а именно - впечатляющая динамика роста и появление конкуренции на региональных рынках.
По динамике роста подключений к интернету по технологии широкополосного доступа Россия впереди планеты всей за исключением разве что Польши и Турции - к такому выводу приходят аналитики J'son & Partners. Число абонентов сетей широкополосного доступа достигло 5,5 млн, а количество домохозяйств, подключенных к Сети по "широкой полосе", увеличилось более чем на 750 тыс.- в 2,34 раза с прошлого года - и достигло 1,335 млн. "Рынок растет прямо на глазах, пусть и с некоторой задержкой в регионах",- констатирует Сергей Головин, директор по маркетингу системного интегратора NVision Group. По мнению J'son & Partners, основной рост российскому рынку обеспечивали "домашние" подключения, в текущем году тенденция сохранится - число "широкополосных" домохозяйств вырастет еще на 80%, до 2,4 млн, а объем рынка достигнет $350 млн.
По оценкам iKS-Consulting, общий объем рынка широкополосного доступа в 2006 году значительно превысит $600 млн. "Особенную роль играет активность российских провайдеров в строительстве инфраструктуры, и особенно- крупных компаний с большими деньгами",- подчеркивает аналитик iKS -Consulting Константин Акилов. Он приводит в пример "Корбину телеком", которая в 2006 году собирается охватить оптоволоконной сетью практически все жилые дома Москвы (27 тыс.). В результате к 2008 году "Корбина" намерена подключить к широкополосному интернету 500 тыс.
квартир.
Как и прежде, Москва тягается со всей Россией за право лидерства на широкополосном поле и, по итогам 2005 года, так и не уступила многочисленным регионам. Так, по данным J'son & Partners, из общего объема домашних широкополосных подключений в 2005 году 51% приходится на столицу, 10%- на Московскую область, менее 5% - на Санкт-Петербург и 44% на остальные города и веси. Участники рынка соглашаются: на столичном рынке сложились особые условия, которых нет ни в одном регионе.
"Органичное развитие информационных технологий в Москве ускорил "демпинг" "МТУ-Интел", предложившей недорогой ($24) безлимитный ADSL-доступ под брендом "Стрим"",- рассказывает аналитик AC&M-Consulting Александр Шатиков.- Провайдеры начали снижать цены, что и дало толчок активности пользователей".
До появления "Стрима" основными игроками на рынке широкополосного доступа были операторы локальных или домовых сетей. Чтобы получить быстрый доступ в интернет, в квартиру надо было тянуть специальный кабель: стоимость подключения составляла несколько сотен долларов, а абонентская плата - около $50. "К тому же, за последний год значительно расширилось число дополнительных интернет-сервисов, требующих широкого канала. Это музыка, онлайновые игры, интернет-заказ печати цифровых фотографий и т. п.,- объясняет широкополосный рывок столицы директор по развитию "МТУ-Интел" Сергей Плотников.- Ну, и главный фактор- нормальные условия для конкуренции на московском рынке интернет-доступа". С усилением конкуренции провайдеры не только снизили цены, но зачастую и отменили плату за подключение.
Такое же развитие событий ожидают эксперты и в российской провинции в этом году.
Пока в регионах господствуют технологии коммутируемого доступа. По данным AC&M, на dial-up приходится до 85% всех подключений в большинстве регионов. "Такого провайдера как "Стрим" в провинции не было. Основную роль играли dial-up-проекты "Связьинвеста" или аффилированных с ним через менеджмент провайдеров",- считает Александр Шатиков. Впрочем, развитие рынку обещают не только разрушение гегемонии государственных связистов, но и развитие самим "Связьинвестом" собственных ADSL проектов по примеру "Стрима" от МТУ.
"В настоящее время стоимость трафика для конечного абонента в регионах в трипять раз выше, чем в Москве",- рассказывает Сергей Плотников. Именно высокими ценами объясняют аналитики медленное распространение передовых интернет-технологий в провинции. "Корень зла стоит искать в очень высоких тарифах "Ростелекома" и МТТ на пропуск трафика. Поэтомуто безлимитные тарифы в регионах такая редкость",- поясняет Константин Акилов. По его мнению, и сами провайдеры зачастую работают с непозволительно высокой для развитых рынков маржей. "Потенциал дня снижения тарифов есть как у магистральных операторов, так и у местных провайдеров",- резюмирует аналитик. По прогнозам J'son & Partners, в 2006 году тарифы региональных игроков снизятся как минимум на 20%. Снижение ARPU (выручки на одного абонента) провайдеры компенсируют ростом числа клиентов.
Более быстрый рост этого рынка сдерживает неразвитость инфраструктуры, ведь только в очереди на обычную телефонную связь сегодня числится около 4 млн человек, считает директор по маркетингу NVision Group Сергей Головин. "Ситуацию может переломить широкое внедрение мультисервисных сетей и перенос акцентов инвесторов на построение инфраструктуры "последней мили"",- говорит он. В этом случае, по прогнозу аналитических агентств Ovum и IDC, количество подключений к 2009 году может превысить 8 млн.



Деловая газета "Бизнес"