30.03.2006

Функция кошелька. За рубежом интернет-компании продолжают искать пересечений с другими бизнесами и способами коммуникаций



АНТОН НЕСТЕРЕНКО

Правда, затею Google по размещению рекламы в печатной прессе издатели раскритиковали и теперь пророчат этой идее скорую смерть. А вот другая компания, поменьше Google, но тоже занимающаяся контекстной рекламой - Miva, движется в сторону мобильных телефонов. Речь о контекстной рекламе в мобильниках пока еще не идет, но уже близка к этому.
Если вкратце, суть проекта такова. Есть некая мобильная справочная служба (118 118), куда люди звонят, чтобы узнать телефоны каких-нибудь компаний: где арендовать машину или заказать билеты. В ответ они получают SMS с нужным телефонным номером. Затея Miva проста: внизу, после информационной составляющей- номера, ставить текст рекламодателя. Рекламу при этом размещать по тематическим каналам, в зависимости от того, ищет человек номер для аренды машины или квартиры, турфирму или банк. То есть контекстности в интернетовском смысле никакой и нет, просто тематические фокусировки, но затея в целом занятная.
Вообще, в ближайшее время "там" мобильный телефон может стать вполне реальным инструментом рекламной коммуникации с людьми во многих областях, ибо придумывают много чего для инфраструктуры. Например, неделю назад, вскоре после недавнего старта TextPayMe, гигант PayPal тоже выпустил средство для платежей через мобильный телефон, подключенный к банковскому счету. Видимо, PayPal своей мощью задавит исторически более ранний стартап, но главное, что подобными платежами станет пользоваться множество людей. Основное преимущество этого нововведения не в возможности платить в обычных или онлайн-магазинах - это можно сделать и простой банковской карточкой. Его можно использовать для проведения платежей через мобильный телефон, получив предложение заплатить непосредственно на мобильник. Возьмем для примера тот же проект Miva со 118 118: если уж кто-то начал с мобильного телефона узнавать номера, по которым может забронировать место в отеле, связав его при помощи рекламы с нужными компаниями, логичным будет сразу и взять с этого человека предоплату за желанный сервис. Аналогичной будет работа и всякой иной рекламы,которой можно достать человека через мобильный телефон, поскольку это логичная цепочка: рассказал, привлек, продал, получил платеж. Точно так же тысячи интернет-магазинов при помощи обычного PayPal принимают деньги за товары и услуги с пользователей. Основной вопрос в этой ситуации - найти нужные предложения, когда оплата через мобильник будет оправданной и распространенной. Вряд ли это будет мобильный контент, где транзакции в среднем крутятся между $1 и $5. Для этого достаточно списания с текущего мобильного счета. А вот оплата более дорогих вещей на бегу, например, билета на концерт или в театр, имеет больше шансов на жизнь в этом контексте.
Если система платежей через мобильный телефон достаточно разовьется, то будет быстрее двигаться и реклама для обеспечения продаж через оный. Вполне вероятно, что пока эти инструменты не станут удобными в обращении, набор рекламодателей сильно не вырастет, ибо пользоваться несовершенными инструментами будут только в крайних случаях. Но по мере развития технологии (как "железа" - трубок, так и приложений - собственно платежных систем) ограничения начнут сниматься автоматически. Может быть, к этому моменту дойдет дело и до контекстной в полном смысле этого слова рекламы в мобильных телефонах, если еще не придумают чего-то получше. Мобильникам ведь давно прочат положение универсального устройства приема и распространения информации, да и вообще универсального устройства, которое объединит в себе многие функции.
Сейчас, видимо, пришел черед функции кошелька.



Деловая газета "Бизнес"